Начальная страница

Карта сайта

 

История школы

Традиции школы

Совет школы

Воспитательная система

Методическая работа

Механизм управления

Материальная база

Связь с предприятиями

 

Кружковая работа

Спорт

Отдых и труд

 

Учителями славится Россия

Ученики приносят славу ей

В помощь учителю

 

Гостевая книга

Контактная информация

Автор

 

 

 

Структура комбинированного урока

 

Организационный этап. 

Дидактическая задача этапа -  подготовить учащихся к работе на уроке. 

Содержание этапа - взаимные приветствия учителя и учащихся; фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния классного помещения, проверка подготовленности учащихся к уроку (рабочее место, рабочая поза, внешний вид); организация внимания. 

Условия достижения положительных  результатов - требовательность, сдержанность, собранность учителя, систематичность организационного воздействия; последовательность в предъявлении требований. 

Показатели выполнения дидактической задачи этапа - кратковременность организационного момента; полная готовность класса к работе; быстрое включение уч-ся в деловой ритм, организация внимания всех учащихся.

Это очень важный и ответственный этап, от которого во многом зависит ход и результат урока. Данный этап играет воспитательную роль. 'В определенной степени этот этап урока влияет на формирование ответственного отношения к учению. Наконец, именно на этом этапе начинается закладываться характер взаимоотношений учителя и класса.

 

Этап проверки домашнего задания. 

Дидактическая задача этапа - установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях и их причин, совершенствуя при этом знания, умения и навыки.

Содержание этапа - выяснить степени усвоения заданного материала на дом; определение типичных недостатков в знаниях и их причин; ликвидация обнаруженных недостатков. 

Условия достижения положительных результатов - оперативность учителя, целевая направленность его деятельности; использование учителем системы приемов, позволяющих определить выполнение домашнего задания у большинства учащихся класса.

Показатели выполнения дидактической задачи этапа - возможность учителя за короткий срок  установить уровень знаний у большинства учащихся и типичные недостатки; возможность в ходе проверки домашнего задания актуализировать и скорректировать опорные понятия, ликвидировать причины обнаруженных недостатков; высокая степень выявления качества знаний материала, изученного учащимися дома.

 

Этап всесторонней проверки знаний.

Дидактическая задача этапа - глубоко и всесторонне проверить знания одного-четырех учащихся, выявив причины обнаруженных пробелов в знаниях, умениях; стимулировать опрашиваемых и весь класс    к    овладению основными навыками учения  и самообразования. 

Содержание этапа - проверка различными методами объема и качества усвоения материала; проверка характера мышления учеников; проверка степени сформированности общеучебных навыков и умений, комментирование ответов учащихся; оценка знаний, умений и навыков.

Условия достижения положительных результатов - использование самых различных методов проверки знаний, начиная от фронтальной беседы, индивидуального опроса и кончая тестовой проверкой, которая дает возможность за 10 — 15 минут получить ответы на 10—20 вопросов от учащихся всего класса; постановка дополнительных вопросов для проверки прочности, глубины, осознанности знаний; создание при опросе нестандартных ситуаций; привлечение с помощью специальных знаний всех учащихся к активному участию в поиске более полных и правильных ответов на поставленные вопросы; создание атмосферы важности работы, осуществляемой учащимися на данном этапе. 

Показатели выполнения дидактической задачи этапа -  проверка учителем не только объема и правильности, но также глубины знаний, осознанности, гибкости и оперативности, умения использовать их на практике; рецензирование ответов учащихся, направленное на выяснение положительных и отрицательных сторон в знаниях и навыках и на указание того, что необходимо сделать для усовершенствования приемов самостоятельной работы; активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся.

 

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. 

Дидактическая задача этапа - организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся. Содержание этапа - сообщение темы, цели и задачи изучения нового материала; показ его практической значимости; постановка перед учащимися учебной проблемы. 

Условия достижения положительных результатов -  предварительная формулировка учителем цели, оценка значимости для учащихся нового учебного материала, учебной проблемы, фиксация этого в поурочном плане; умение учителя четко и однозначно определить образовательную цель урока, показать ученикам, чему они должны научиться в ходе урока, какими знаниями, умениями и навыками овладеть; вариативность приемов сообщения учащимся цели на различных уроках. 

Показатели выполнения дидактической задачи - активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах; эффективность восприятия и осмысления нового материала, понимание учащимися практической значимости (изучаемого материала) выясняется на последующих этапах урока.

 

Этап усвоения новых знаний. 

Дидактическая задача этапа - дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идее изучаемого вопроса, правила, принципа, закона; добиться от учащихся восприятия, осознания первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения первичного обобщения, усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению; на основе приобретаемых знаний вырабатывать соответствующие умения и навыки.

Содержание этапа - организация внимания; сообщение учителем нового материала; обеспечение восприятия, осознания, систематизация и обобщение этого материала учащимися. 

Условия достижения положительных, результатов - использование приемов, усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого материала; полное и точное определение отличительных признаков изучаемых объектов, явлений; вычленение в изучаемых объектах, явлениях наиболее существенных признаков и фиксация на них внимания учащихся; запись в тетрадях формулировок опорных пунктов плана, тезисов конспекта; использование наглядности; самостоятельная работа учащихся с книгой; использование приемов мышления: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации; постановка перед учащимися учебной проблемы, создание проблемной ситуации, постановка эвристических вопросов; составление таблиц первичного обобщения материала, когда это можно; актуализация личного опыта и опорных знаний учащихся; словарная работа. 

Показатели выполнения дидактической задачи этапа - при использовании метода эвристической беседы, самостоятельной работы учащихся в сочетании с беседой, использовании компьютерной техники. Показателем эффективности усвоения учащимися новых знаний и умений является правильность их ответа и действий в процессе беседы и активное участие класса в подведении итогов самостоятельной работы, а так же качество знаний учащихся на последующих этапах обучения. В реальном педагогическом процессе восприятие, осознание и осмысление осуществляется одновременно, ибо эти процессы тесно связаны, но в отдельные моменты учебной работы каждый из них может играть преобладающую роль.

 

Этап проверки понимания учащимися нового материала. 

Дидактическая задача - установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерность; устранить обнаруженные проблемы. 

Содержание этапа - проверка учителем глубины понимания учащимися учебного материала, внутренних закономерностей, и связей сущности новых понятий. 

Условия достижения положительных результатов - постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности учащихся; создание нестандартных ситуаций при использовании знаний; обращение учителя к классу с требованием дополнить, уточнить или исправить ответ, ученика, найти другое, более рациональное решение и т. д.; учет дополнительных ответов по количеству и характеру при выяснении пробелов в понимании учащимися нового материала. 

Показатели выполнения дидактической задачи этапа - учитель опрашивает средних и слабых учеников, класс привлекается к оценке их ответов; по, ходу проверки учитель добивается устранения пробелов в понимании учащимися нового материала, основной критерий выполнения дидактической задачи уровень осознанности нового материала большинством слабых и средних учащихся. Следует учитывать, что в практике данный этап урока сливается с последующим этапом закрепления нового материала. Но для этого, чтобы этап закрепления не превратился в бессмысленное запоминание, видимо следует выделить эту часть урока в самостоятельный этап, как это делают Е.П. Поляков и В.И. Балаева.

 

Этап закрепления нового материала. 

Дидактическая задача -  закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. 

Содержание этапа - закрепление полученных знаний и умений; закрепление методики изучения материала; закрепление методики предстоящего ответа ученика при очередной проверке знаний. 

Условия достижения положительных результатов - выработка умения оперировать ранее полученными знаниями, решать теоретические и практические задачи; использование разнообразных форм закрепления знаний.

Показатели выполнения дидактической задачи этапа - умение учащихся соотносить между собою факты, понятия, правила и идеи; умение воспроизводить основные идеи нового материала; умение выделять существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать их; активность учащихся.

 

Этап закрепления нового материала. 

Дидактическая задача - закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. 

Содержание этапа - закрепление полученных знаний и умений; закрепление методики изучения материала; закрепление методики предстоящего ответа ученика при очередной проверке знаний. 

Условия достижения положительных результатов - выработка умения оперировать ранее полученными знаниями, решать теоретические и практические задачи; использование разнообразных форм закрепления знаний.

Показатели выполнения дидактической задачи этапа -  умение учащихся соотносить между собою факты, понятия, правила и идеи; умение воспроизводить основные идеи нового материала; умение выделять существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать их; активность учащихся.

 

| Начальная | Карта сайта | История школы | Традиции школы | Совет школы | Воспитательная система | Методическая работа |

| Механизм управления | Материальная база | Связь с предприятиями | Кружковая работа | Спорт | Летний труд | Учителями славится Россия | Ученики приносят славу ей | В помощь учителю | Гостевая книга | Контактная информация | Автор |

 

  Автор данной страницы: Петухов Александр Петрович, учитель информатики, черчения и ИЗО Куженерской средней школы №1. Ноябрь 2003 г.

  Контактная информация: 425550,  республ. Марий Эл,  п.Куженер, ул.Заречная 10-20.Тел. раб: (8-237) 9-10-03,  E-mail: kuzener-school-1@mail.ru

Hosted by uCoz