Начальная страница

Карта сайта

 

История школы

Традиции школы

Совет школы

Воспитательная система

Методическая работа

Механизм управления

Материальная база

Связь с предприятиями

 

Кружковая работа

Спорт

Отдых и труд

 

Учителями славится Россия

Ученики приносят славу ей

В помощь учителю

 

Гостевая книга

Контактная информация

Автор

 

 

 

Методические основы урока

 

Методы обучения - это основные виды деятельности учителя и ученика, обеспечивающие формирование знаний, умений и навыков, необходимых для решения учебно-воспитательных задач.

Прием - это деталь метода, отдельные его операции (практические и мыслительные), моменты в процессе усвоения знаний и умений. Он не имеет своей самостоятельной учебной задачи.

Система методов (приемов) - это не простой их набор, а такая совокупность, в которой имеются внутренние связи между компонентами, обусловленные результативностью конкретных методов (приемов). В совокупности они представляют систему управления разными методами (приемами) познания учащимися учебного материала, начиная с приобретения готовых знаний до самостоятельного решения познавательных задач.

Сущность метода заключается в организуемом способе познавательной деятельности ученика, в его активности, развитии познавательных сил и способностей.

Классификация методов - это подразделение их на том или ином основании на конкретные группы, а также на подгруппы.

 

Классификационные признаки группировки методов:

  • источник знаний;

  • характер познавательной деятельности ученика;

  • руководящая роль учителя;

  • степень активности ученика;

  • возможность  стимулирования и самостимулирования учебной деятельности школьника;

  • условия контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

 

Метод как способ учебной работы:

  • догматический - приобретение знаний в готовом виде;

  • эвристический - усвоение знаний и умений путем рассуждений, требующих догадки, поиска, находчивости, что должно быть предусмотрено в вопросе (задании);

  • исследовательский - добывание знаний и умений путем проведения наблюдений, постановки опытов,   измерения, путем самостоятельного нахождения исходных данных и прогнозирования результатов работы. (Последние два подхода наиболее свойственны развивающему типу обучения).

Характеристика отдельных групп методов:

  • объяснительно-иллюстративные (объяснительно рецептивные) методы отражают деятельность, учителя и ученика, состоящую в том, что учитель сообщает готовую информацию разными
    методами, с использованием демонстраций, а учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают ее. При необходимости воспроизводят полученные знания;

  • репродуктивные методы способствуют формированию знаний (на основе заучивания), умений и навыков (через систему упражнений). При этом управленческая деятельность учителя состоит в
    подборе необходимых инструкций, алгоритмов и других заданий,
    обеспечивающих многократное воспроизведение знаний или умений по образцу;

  • методы проблемного обучения - проблемное изложение, рассчитанное на вовлечение учащегося в познавательную деятельность в условиях словесного обучения, когда учитель сам ставит проблему, сам показывает пути ее решения, а учащиеся внимательно следят за ходом мысли учителя, размышляют и переживают вместе с ним и тем самым включаются в атмосферу научно-доказательного поискового мышления; 

  • частично-поисковые или эвристические методы, используются для подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательных  проблем,  для  обучения их выполнению отдельных шагов решения, отдельных этапов исследования;

  • исследовательские методы  - способы организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них познавательных проблем. Методы проблемного обучения наиболее полно решают задачи ! I и и учащихся при обучении;

  • методы организации учебно-познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические, аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные, репродуктивные, проблемно-поисковые, методы самостоятельной работы и работы под руководством;

  • методы стимулирования и мотивации:                                                                                                       а) методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций);                                                                                                       б) методы стимулирования долга и ответственности (убеждения, предъявление требований, "упражнения" в выполнении требований, поощрения, порицания);

  • методы контроля и самоконтроля:                                                                                                              а) устного контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устная проверка знаний, некоторых мыслительных умений);                                                                                                 б) письменного контроля и самоконтроля (контрольные письменные работы, письменные зачеты,
    программированный контроль, письменный самоконтроль);                                                                      в) методы лабораторно-практического контроля и
    самоконтроля (контрольно-лабораторные работы, контроль выполнения практических работ, программированный контроль лабораторной работы, лабораторно-практический самоконтроль);

  • методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся:                                                    а) классификация самостоятельных работ по дидактической цели (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование навыков);             б) определение самостоятельных работ по изучаемому материалу (наблюдение, проведение опытов, эксперимент, работа с книгой и т.п.);                                                                                                             в) различение  самостоятельных работ по характеру познавательной деятельности (по  заданному  образцу,  по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода);           г) деление самостоятельных работ по способу организации (общеклассная, групповая, индивидуальная);

  • методы программированного обучения - особый вид самостоятельной работы учащихся над специально переработанным учебным материалом, сущностью которой является с точки зрения задач умственного развития учащихся - жесткое управление умственной деятельностью обучаемого. Программа при этом является дидактическим средством.

Многообразие методов.

 

Словесные методы-

  • объяснение  - это вид устного изложения,  в котором раскрываются новые понятия, термины, устанавливаются причинно-следственные связи  и зависимости, закономерности, т.е. раскрывается логическая природа того или иного явления (прямое, непрямое, инструктивное);

  • рассказ - это форма изложения учебного материала, которая носит преимущественно описательный характер (сюжетный, иллюстративный, информационный);

  • работа с печатным словом книгой) - это метод, позволяющий ученику под опосредованным руководством учителя самостоятельно организовать процесс познания;

  • изложение - это монологическая форма учебной работы, дидактичсское значение которой состоит в том, что при помощи этого метода учащимся передаются, сообщаются, предлагаются   обобщенные  научные знания, добытые человечеством, демонстрируются образцы деятельности, а ученики   должны понять, запомнить  и  воспроизвести усвоенное;

  • повествование - это вид изложения, в котором связно рассказывается о конкретных фактах, событиях, процессах, протекающих во времени. Оно может быть в сжатой форме или в форме интересного рассказа, имеющего сюжет, фабулу;

  • описание - вид изложения, в котором дается последовательное  перечисление  признаков,  особенностей, свойств,  качеств предметов и явлений окружающей действительности;

  • рассуждение - вид  изложения, в котором дается последовательное  развитие  положений,    доказательств, подводящих учащихся к выводам;

  • проблемное изложение - это изложение, сочетающееся с самостоятельной работой учащихся (как  правило, умственной), которая  состоит  в решении  вопросов и проблем, поставленных учителем;

  • беседа  -  форма  овладения  учащимися  информацией  в вопросно-ответном рассуждении, в диалоговом общении. Типы беседы: катехизическая (предполагает в ответах учащихся репродуктивную деятельность) и эвристическая (предполагает продуктивную, творческую  деятельность). Эвристическая беседа является главным условием развития учащихся при диалогическом методе учения. Ее основные признаки: учащиеся осознают цель беседы; в беседе - все вопросы подобраны так, что учащиеся имеют возможность догадаться или сделать   самостоятельное   заключение;  в беседе предусмотрены простые и сложные вопросы, последние формулируются как задачи, а в них выделяются наиболее частные вопросы; после решения каждого вопроса задачи следует заключение учителя, подытоживающее результаты работы.

Наблюдение - это непосредственное, целенаправленное восприятие предметов и явлений с помощью органов чувств с целью формирования правильных представлений и понятий, умений и навыков.

Опыты - это самостоятельно выполняемая учащимися работа по изучению нового материала, требующая практических и исследовательских умений, а также умений обращения с различным оборудованием. Это важный, но очень сложный метод учения.

Практические методы учения - это такой вид деятельности ученика, при котором происходит формирование и совершенствование практических умений и навыков в ходе выполнения практических заданий (письменные и устные упражнения, практические и лабораторные работы, некоторые виды самостоятельных работ).

Упражнения - это планомерно организованное повторное выполнение какого-либо действия с целью его освоения или совершенствования его.

 

| Начальная | Карта сайта | История школы | Традиции школы | Совет школы | Воспитательная система | Методическая работа |

| Механизм управления | Материальная база | Связь с предприятиями | Кружковая работа | Спорт | Летний труд | Учителями славится Россия | Ученики приносят славу ей | В помощь учителю | Гостевая книга | Контактная информация | Автор |

 

  Автор данной страницы: Петухов Александр Петрович, учитель информатики, черчения и ИЗО Куженерской средней школы №1. Ноябрь 2003 г.

  Контактная информация: 425550,  республ. Марий Эл,  п.Куженер, ул.Заречная 10-20.Тел. раб: (8-237) 9-10-03,  E-mail: kuzener-school-1@mail.ru

Hosted by uCoz