Организационный
этап.
Дидактическая
задача этапа
- подготовить учащихся к работе
на уроке.
Содержание
этапа - взаимные
приветствия учителя и учащихся;
фиксация отсутствующих; проверка
внешнего состояния классного
помещения, проверка
подготовленности учащихся к уроку (рабочее
место, рабочая поза, внешний вид);
организация внимания.
Условия
достижения положительных
результатов - требовательность,
сдержанность, собранность учителя,
систематичность организационного
воздействия; последовательность в
предъявлении требований.
Показатели
выполнения дидактической задачи
этапа - кратковременность
организационного момента; полная
готовность класса к работе; быстрое
включение уч-ся в деловой ритм,
организация внимания всех учащихся.
Это
очень важный и ответственный этап,
от которого во многом зависит ход и
результат урока. Данный этап играет
воспитательную роль. 'В
определенной степени этот этап
урока влияет на формирование
ответственного отношения к учению.
Наконец, именно на этом этапе
начинается закладываться характер
взаимоотношений учителя и класса.
Этап
проверки домашнего задания.
Дидактическая
задача этапа -
установить правильность и
осознанность выполнения домашнего
задания всеми учащимися, устранить
в ходе проверки обнаруженные
пробелы в знаниях и их причин,
совершенствуя при этом знания,
умения и навыки.
Содержание
этапа - выяснить
степени усвоения заданного
материала на дом; определение
типичных недостатков в знаниях и их
причин; ликвидация обнаруженных
недостатков.
Условия
достижения положительных
результатов - оперативность
учителя, целевая направленность его
деятельности; использование
учителем системы приемов,
позволяющих определить выполнение
домашнего задания у большинства
учащихся класса.
Показатели
выполнения дидактической задачи
этапа - возможность
учителя за короткий срок
установить уровень знаний у
большинства учащихся и типичные
недостатки; возможность в ходе
проверки домашнего задания
актуализировать и скорректировать
опорные понятия, ликвидировать
причины обнаруженных недостатков;
высокая степень выявления качества
знаний материала, изученного
учащимися дома.
Этап
всесторонней проверки знаний.
Дидактическая
задача этапа -
глубоко и всесторонне проверить
знания одного-четырех учащихся,
выявив причины обнаруженных
пробелов в знаниях, умениях; стимулировать
опрашиваемых и весь
класс
к овладению
основными навыками учения и самообразования.
Содержание
этапа - проверка различными
методами объема и качества усвоения
материала; проверка характера
мышления учеников; проверка степени
сформированности общеучебных
навыков и умений, комментирование
ответов учащихся; оценка знаний,
умений и навыков.
Условия
достижения положительных
результатов - использование самых
различных методов проверки знаний,
начиная от фронтальной беседы,
индивидуального опроса и кончая
тестовой проверкой, которая дает
возможность за 10 — 15 минут получить
ответы на 10—20 вопросов от учащихся
всего класса; постановка
дополнительных вопросов для
проверки прочности, глубины,
осознанности знаний; создание при
опросе нестандартных ситуаций;
привлечение с помощью специальных
знаний всех учащихся к активному
участию в поиске более полных и
правильных ответов на поставленные
вопросы; создание атмосферы
важности работы, осуществляемой
учащимися на данном этапе.
Показатели
выполнения дидактической задачи
этапа - проверка учителем не
только объема и правильности, но
также глубины знаний, осознанности,
гибкости и оперативности, умения
использовать их на практике;
рецензирование ответов учащихся,
направленное на выяснение
положительных и отрицательных
сторон в знаниях и навыках и на
указание того, что необходимо
сделать для усовершенствования
приемов самостоятельной работы;
активная деятельность всего класса
в ходе проверки знаний отдельных
учащихся.
Этап
подготовки учащихся к активному и
сознательному усвоению нового
материала.
Дидактическая задача этапа -
организовать и направить к цели
познавательную деятельность
учащихся. Содержание этапа - сообщение
темы, цели и задачи изучения нового
материала; показ его практической
значимости; постановка перед
учащимися учебной проблемы.
Условия
достижения положительных
результатов - предварительная
формулировка учителем цели, оценка
значимости для учащихся нового
учебного материала, учебной
проблемы, фиксация этого в
поурочном плане; умение учителя
четко и однозначно определить
образовательную цель урока,
показать ученикам, чему они должны
научиться в ходе урока, какими
знаниями, умениями и навыками
овладеть; вариативность приемов
сообщения учащимся цели на
различных уроках.
Показатели
выполнения дидактической задачи - активность
познавательной деятельности
учащихся на последующих этапах;
эффективность восприятия и
осмысления нового материала,
понимание учащимися практической
значимости (изучаемого материала)
выясняется на последующих этапах
урока.
Этап
усвоения новых знаний.
Дидактическая задача этапа - дать
учащимся конкретное представление
об изучаемых фактах, явлениях,
основной идее изучаемого вопроса,
правила, принципа, закона; добиться
от учащихся восприятия, осознания
первичного обобщения и
систематизации новых знаний,
усвоения первичного обобщения,
усвоения учащимися способов, путей,
средств, которые привели к данному
обобщению; на основе приобретаемых
знаний вырабатывать
соответствующие умения и навыки.
Содержание этапа
- организация внимания; сообщение
учителем нового материала;
обеспечение восприятия, осознания,
систематизация и обобщение этого
материала учащимися.
Условия
достижения положительных,
результатов - использование
приемов, усиливающих восприятие
существенных сторон изучаемого
материала; полное и точное
определение отличительных
признаков изучаемых объектов,
явлений; вычленение в изучаемых
объектах, явлениях наиболее
существенных признаков и фиксация
на них внимания учащихся; запись в
тетрадях формулировок опорных
пунктов плана, тезисов конспекта;
использование наглядности;
самостоятельная работа учащихся с
книгой; использование приемов
мышления: анализа, синтеза,
сравнения, абстрагирования,
обобщения, конкретизации;
постановка перед учащимися учебной
проблемы, создание проблемной
ситуации, постановка эвристических
вопросов; составление таблиц
первичного обобщения материала,
когда это можно; актуализация
личного опыта и опорных знаний
учащихся; словарная работа.
Показатели
выполнения дидактической задачи
этапа - при использовании метода
эвристической беседы,
самостоятельной работы учащихся в
сочетании с беседой, использовании
компьютерной техники. Показателем
эффективности усвоения учащимися
новых знаний и умений является
правильность их ответа и действий в
процессе беседы и активное участие
класса в подведении итогов
самостоятельной работы, а так же
качество знаний учащихся на
последующих этапах обучения. В
реальном педагогическом процессе
восприятие, осознание и осмысление
осуществляется одновременно, ибо
эти процессы тесно связаны, но в
отдельные моменты учебной работы
каждый из них может играть
преобладающую роль.
Этап проверки понимания
учащимися нового материала.
Дидактическая
задача - установить, усвоили или нет
учащиеся связь между фактами,
содержание новых понятий,
закономерность; устранить
обнаруженные проблемы.
Содержание
этапа - проверка учителем глубины
понимания учащимися учебного
материала, внутренних
закономерностей, и связей сущности
новых понятий.
Условия
достижения положительных
результатов - постановка вопросов,
требующих активной мыслительной
деятельности учащихся; создание
нестандартных ситуаций при
использовании знаний; обращение
учителя к классу с требованием
дополнить, уточнить или исправить
ответ, ученика, найти другое, более
рациональное решение и т. д.; учет
дополнительных ответов по
количеству и характеру при
выяснении пробелов в понимании
учащимися нового материала.
Показатели
выполнения дидактической задачи
этапа - учитель опрашивает
средних и слабых учеников, класс
привлекается к оценке их ответов; по,
ходу проверки учитель добивается
устранения пробелов в понимании
учащимися нового материала,
основной критерий выполнения
дидактической задачи уровень
осознанности нового материала
большинством слабых и средних
учащихся. Следует учитывать, что в
практике данный этап урока
сливается с последующим этапом
закрепления нового материала. Но
для этого, чтобы этап закрепления не
превратился в бессмысленное
запоминание, видимо следует
выделить эту часть урока в
самостоятельный этап, как это
делают Е.П. Поляков и В.И. Балаева.
Этап
закрепления нового материала.
Дидактическая задача - закрепить у
учащихся те знания и умения, которые
необходимы для самостоятельной
работы по новому материалу.
Содержание
этапа - закрепление полученных
знаний и умений; закрепление
методики изучения материала;
закрепление методики предстоящего
ответа ученика при очередной
проверке знаний.
Условия
достижения положительных
результатов - выработка умения
оперировать ранее полученными
знаниями, решать теоретические и
практические задачи; использование
разнообразных форм закрепления
знаний.
Показатели
выполнения дидактической задачи
этапа - умение учащихся
соотносить между собою факты,
понятия, правила и идеи; умение
воспроизводить основные идеи
нового материала; умение выделять
существенные признаки ведущих
понятий, конкретизировать их;
активность учащихся.
Этап
закрепления нового материала.
Дидактическая задача - закрепить у
учащихся те знания и умения, которые
необходимы для самостоятельной
работы по новому материалу.
Содержание
этапа - закрепление полученных
знаний и умений; закрепление
методики изучения материала;
закрепление методики предстоящего
ответа ученика при очередной
проверке знаний.
Условия
достижения положительных
результатов - выработка умения
оперировать ранее полученными
знаниями, решать теоретические и
практические задачи; использование
разнообразных форм закрепления
знаний.
Показатели
выполнения дидактической задачи
этапа - умение учащихся
соотносить между собою факты,
понятия, правила и идеи; умение
воспроизводить основные идеи
нового материала; умение выделять
существенные признаки ведущих
понятий, конкретизировать их;
активность учащихся.
|