Начальная страница

Карта сайта

 

История школы

Традиции школы

Совет школы

Воспитательная система

Методическая работа

Механизм управления

Материальная база

Связь с предприятиями

 

Кружковая работа

Спорт

Отдых и труд

 

Учителями славится Россия

Ученики приносят славу ей

В помощь учителю

 

Гостевая книга

Контактная информация

Автор

 

 

 

История школы

     Сто лет - это круглая дата, а все начиналось когда-то.

     Значит ли, что знать прошлое своего народа, родного поселка, села, деревни - быть ярым патриотом или одержимым? Вовсе нет. Осмелюсь сказать, что это долг. В 1998 году Куженерской средней школе исполнилось сто лет. В эту цифру может уместиться целая человеческая жизнь. Если взять ее за основу, то это очень много. И одновременно 100 лет-малая кроха в сравнении с тысячелетиями. Год от года участников прошлых событий становится все меньше. К настоящему моменту их почти не осталось, а если и есть такие, отыскать их довольно сложно. Немые же свидетели-здания, в которых находились типография и редакция (красное здание) и СЮТ. А была не просто школа, а Школьный городок. И располагался он не в двух, а в девяти (!) зданиях.

 

      Что было.

     Не в тридевятом царстве, не в тридесятом государстве, а на нашей земле жил-был народ. Простой, лапотный и не простой, побогаче, как водится. Скучковался он большей своей частью в стороне, где сейчас расположены ул.Буденная и Октябрьская. В небольшом овражке били ключи с чистой холодящей родниковой водицей. Неподалеку, чуть повыше, стояла часовенка-церквушка, бесхитростная, деревянная.
А к реке с берега вплотную подступал когда-то высокий лес. Птички щебетали, зверье шмыгало безбоязненно. И небо, небо до боли голубое, бездонное, с парой ослепительных облаков. Так было до конца прошлого столетия

 

     Прошлое.

   "Кипит под горой ключ, обжигает как огонь. Умылась Евникия, уста помочила. Глядь, серый камень в воде... Господи, да ведь это святой лик... Огляделась монахиня, сосны как свечи, вьется над рекой черемуха в цвету, мотыльки порхают. И до того благолепным показалось ей это место, что дух захватило и словно кто свыше внушил: "Обоснуй, Евникия, святую обитель здесь". И тут же принялась расчищать место под часовенку..." Так пишет Н.Попов, автор книги "Абанер", долгое время живший в Куженере.
     Кто такая Евникия? Некая Смоленцева, служительница одного из монастырей Казанской губернии, завладела казной богоугодного заведения и скрылась в неизвестном направлении. Это она наткнулась на ключи и объявила их святыми. Это именно тот ключ, который теперь находится в самом центре Куженера.
     Сначала была построена деревянная часовенка, потом - каменная. И началась волна паломничества. За десятки километров шли люди сюда, изнашивая лапти, чтобы прильнуть к роднику, умыться святой водой, взять с собой целебную влагу. Тем самым увеличивая казну старицы. Стала старица промышлять о более крупном предприятии. Но одной ей это было не под силу.
     Жил в то время один купец. Был он сперва подпаском, затем мелким торговцем (на Руси их называли офенями) . Дела его шли хорошо. И стал он купцом Ф.Я.Рощиным г.Яранска Вятской губернии. Влиятельный был человек, попечитель школ, почетный гражданин города Яранска. Имел связи с Петербургом.

Под конец жизни пошел по пути иному.
     Познакомившись со Смоленцевой-монахиней, прислушался к ее словам о создании церковного предприятия, понял, что дело стоящее, и задумал построить женский монастырь. Предварительно съездил к Победоносцеву, обер-прокурору святейшего Синода, похлопотать о казенной земле под задуманное. Все формальности были исполнены, все бумаги подписаны. Так возник на месте будущего поселка Куженер, в глуши, в лесу, Новоникольский женский монастырь. Размещался он в тринадцати зданиях. Но просуществовал недолго. Грянула Октябрьская революция, и ее всесметающий смерч не обошел и нашу глубинку. В 1918 монастырь был закрыт. позже из некоторых его бывших зданий будет построен Дом культуры. Лишь одно здание сохранилось по сей день, в нем теперь располагается Куженерская Свято-Никольская церковь.

 

     Из монастыря - Школьный городок.

    Январь 1919. По распоряжению Наркомпросса был создан Школьный городок на базе монастырского хозяйства, где разместилась школа. Полное ее название "Куженерский опытно-показательный Школьный городок имени III Интернационала Вятской губернии Уржумского уезда Токтай-Белякской волости". Так значился он в одном из протоколов от 10 сентября 1919 года.

 

     Обучение грамоте до революции.

     Оглянемся немного назад и за образование в дореволюционной России замолвим слово. Было нужным и правильным считать до недавнего времени, что Куженер в начале века был "очагом мракобесия". Неужели же обучение грамоте было действительно недоступным для детей? Вновь обратимся к документальным источникам: "В Марийском крае первая школа была открыта в 1749 году (!) Конганурское двухклассное земское училище образовано в 1895 г. Токтай-Белякское - в 1875 году, Лонганерская школа - в 1900 году, Русско-Шойская - 1878 г. Куженерская функционировала в Большом Сабанере в 1898 году." Приведенные факты говорят о том, что дореволюционный Куженер не был "очагом " темноты и непросвещенности. Откуда бы тогда взяться педагогу, прозаику, общественному деятелю, родившемуся в 1887 году в д.Аганур, И.Е.Романову, деятелю по развитию народного образования в Марийской автономной области, родившемуся в д.Конганур в 1900 году, Ф.А.Смирнову?

 

     Что такое Школьный городок.

     Архив располагает документами не с самых первых дней существования школы, а начиная с 1921 г. Первые учителя приехали с Уржумского реального училища. Вначале директором Школьного городка был учитель немецкого языка Н.И.Юденич, также приехавший из Уржума. После него - П.С.Басов, Я.И.Кропотов и др.
     Сентябрь 1921 года. На полном содержании Школьного городка живет 125 человек, из них 25 детей-сирот и свыше 100 полусирот красноармейцев. "... Дети обносились настолько, что напоминают собой уличных нищих, а не детей, находящихся на иждивении государства... Просим выдать Школьному городку 1000 аршин какого-либо материала и заготовок или обуви на 125 человек". Такого рода прошений было немало. Просили "отпуска листового железа - 14 пудов...стали...для оборудования мастерских, мела или каких возможно сухих красок..."
В отчете за январь 1922 года были перечислены предметы, которые изучались. "Естествознание, география, словесность и русский язык, история, иностранные языки, рукоделие, математика, физика, музыка". Существовали "наряды": "Дежурство по школе, по кухне, по коридору, пилить дрова, подавать звонки..."
Новоникольский монастырь в свое время имел довольно значительной площади лес. Председатель Школьного городка П.С.Басов не преминул возможностью написать ходатайство о передаче школе 93 десятин леса. Из акта, составленного Президиумом Сернурского Кантисполкома после посещения Куженерского Школьного городка имени III Интернационала с целью обследования проведенной в нем электрификации узнаем следующее.
     Для станции было построено специальное помещение, установлена специальная динамомашина, двигатель нефтяного сгорания. Городок размещается в бывшем Куженерском монастыре. Монастырская церковь считается теперь приходской. Некоторые здания требуют ремонта. Развито садоводство, полеводство, садовничество, пчеловодство. Земли около 30 десятин. Сельскохозяйственные орудия - жнейка, молотилка с конным приводом, нет сеялки и косилки. Отмечается неутомимая энергия руководителей.
     Обеды в столовой были небогаты. Картофельный или гороховый суп, картошка во всех ее видах и превращениях. Случалось, давали пшеную кашу - это было роскошью, а если чай с настоящей заваркой - двойной. У школьного городка были свои земельные угодья, на них учителя и учащиеся выращивали картофель, рожь, ячмень, лен, просо, гречку, овес, сено-луговой клевер и люцерну. Из огородных культур: морковь, свеклу, капусту, брюкву, огурцы, репу, лук, томаты. Из плодовых: разные плоды и ягоды. С 15 ульев взяли меду 11 пудов в 1923 году.
     В общем Школьный городок оправдывал свое название. Это был действительно самостоятельно живущий организм со своими заботами и радостями. Учились и работали. Например, в летний сезон сельхозработ - 90 часов, кустарных - 15 часов в месяц. Были мастерские - кузнечная, столярная, переплетная, швейная. Большая часть изготовленных в мастерских вещей поступала на продажу. Проводились спектакли, лекции, концерты и даже лотерии. Праздники 7 ноября и 1 мая отмечались митингами, концертами, субботниками.
     1920-1921 года были для Маробласти годами стихийного бедствия. Страшное слово "голод" парализовало всю жизнь населения, а вместе с тем и все дело народного образования. Забота о получении необходимых и полноценных знаний отошла на второй план, перед Школьным городком встала другая задача - как спасти детей от голодной смерти. В это время все учреждения народного образования превратились в питательные пункты для голодающих детей. Педагогическая работа замерла, все находилось в хаотическом, бесконтрольном состоянии. Только учреждения, наиболее обеспеченные как педагогическим персоналом, так и материально могли продолжать воспитательную и педагогическую работу.
     В 1923 году в Школьный городок был направлен преподаватель словесности И.А.Шабдаров (Шабдар Осып) после окончания Сернурского педтехникума. К этому времени Школьный городок состоял из: детского сада - 33 человека, детский дом - 60 человек, школа 1 ступени - 129 человек, школа 2 ступени - 164 человека. Дети детского дома входят в число учащихся 1 и 2 ступени, всего детей 326 человек, из них мари - 35 человек, русских - 291 человек ( по данным от 14 апреля 1923 года). Состояние школьных дел к тому времени было не на высоте. Педколлектив не знал перспектив своей деятельности, между учителями возникали разногласия, плохо организовано было самоуправление и самообслуживание среди учащихся. Такое наследство принял И.А.Шабдаров. Став заведующим городком в 1925 году, благодаря желанию сделать школу действительно образцовой, многого добился. Бывший воспитанник Глазырин вспоминал: жизнь бурлила, осваивали политическую грамоту, выпускали стенгазету с острыми заметками, карикатурами, ставили спектакли, концерты, пели по вечерам при тусклом свете керосиновой лампы. Иногда кто-нибудь затягивал песню беспризорников "Тяжела ты, сиротская доля..."
     Сирот-беспризорников было и впрямь много. А они народ отчаянный. Не головорезы, но шпана с головы до пят. И девчонки попадались - воровки бесшабашные. Об этом говорил на страницах газеты бывший наставник Школьного городка Т.Ф.Бек.
     Полным ходом шло комсомольское движение. Деятельность комсомольских ячеек в Школьном городке была очень насыщенной. Выпускали газеты, занимались художественной самодеятельностью. С концертами и спектаклями выходили также в близлежащие деревни. Проводили беседы и лекции, очень любили петь. Школа стала, наконец, такой, какой должна была быть. Сделала семь выпусков. Первые выпуски были почти все направлены на работу в школу учителями, т.к. школа 2 ступени была с педагогическим уклоном. В 1927 году школа была переведена в Новый Торъял, а в Куженере открылась семилетка, но жизненный уклад почти не изменился. Много было беспризорников, школа чем-то напоминала колонию, многие воспитанники при поступлении в школу имели при себе ножи, кинжалы-самоделки. Зато не имели никаких документов. Некоторым фамилии присваивали по ходу.

     В деревянном здании "внизу у нас была кухня и столовая, наверху, в одной половине жили мальчики, в другой - девочки. В угловой комнате со стороны крыльца жил я сам, а вот на чердаке другие воспитатели" - вспоминает Т.Ф.Бек. Попав под опеку и начав учиться, вскоре многие обиженные судьбой ребятишки становились смирными, ручными. Сказывалось отношение преподавателей к детям. А им было интересно жить вместе и учиться со всеми остальными детьми. Бек вспоминает, что порой наведывались монашки, но им велено было с ними не связываться. Тогда была жива еще монастырская библиотека, по словам людей, богатая. Но когда уже окончательно разрушили церковь в 50-е годы, все ценности из библиотека исчезли. Люди растащили. Вот так утрачиваются бесценные по своей исторической значимости вещи, а вмести с ними и наша духовная культура. В 1936 году школа преобразовалась в среднюю и располагалась она в деревянном двухэтажном доме до того времени, пока не было построено новое кирпичное здание, где и находится сейчас Куженерская средняя школа №1

 

Дополнительные сведения:

Государственный архив РМЭ

Государственный архив Кировской области
Свято-Никольский женский монастырь

Основатель Куженера
 

| Начальная | Карта сайта | История школы | Традиции школы | Совет школы | Воспитательная система | Методическая работа |

 | Механизм управления | Материальная база | Связь с предприятиями | Кружковая работа | Спорт | Летний труд | Учителями славится Россия | Ученики приносят славу ей | В помощь учителю | Гостевая книга | Контактная информация | Автор |

 

  Автор данной страницы: Петухов Александр Петрович, учитель информатики, черчения и ИЗО Куженерской средней школы №1. Ноябрь 2003 г.

  Контактная информация: 425550,  республ. Марий Эл,  п.Куженер, ул.Заречная 10-20.Тел. раб: (8-237) 9-10-03,  E-mail: kuzener-school-1@mail.ru

Hosted by uCoz