Сто
лет - это круглая дата, а все
начиналось когда-то.
Значит
ли, что знать прошлое своего народа,
родного поселка, села, деревни - быть
ярым патриотом или одержимым? Вовсе
нет. Осмелюсь сказать, что это долг.
В 1998 году Куженерской средней школе
исполнилось сто лет. В эту цифру
может уместиться целая
человеческая жизнь. Если взять ее за
основу, то это очень много. И
одновременно 100 лет-малая кроха в
сравнении с тысячелетиями. Год от
года участников прошлых событий
становится все меньше. К настоящему
моменту их почти не осталось, а если
и есть такие, отыскать их довольно
сложно. Немые же свидетели-здания, в
которых находились типография и
редакция (красное здание) и СЮТ. А
была не просто школа, а Школьный
городок. И располагался он не в двух,
а в девяти (!) зданиях.
Что
было.
Не
в тридевятом царстве, не в
тридесятом государстве, а на нашей
земле жил-был народ. Простой,
лапотный и не простой, побогаче, как
водится. Скучковался он большей
своей частью в стороне, где сейчас
расположены ул.Буденная и
Октябрьская. В небольшом овражке
били ключи с чистой холодящей
родниковой водицей. Неподалеку,
чуть повыше, стояла часовенка-церквушка,
бесхитростная, деревянная.
А к реке с берега вплотную подступал
когда-то высокий лес. Птички
щебетали, зверье шмыгало
безбоязненно. И небо, небо до боли
голубое, бездонное, с парой
ослепительных облаков. Так было до
конца прошлого столетия
Прошлое.
"Кипит
под горой ключ, обжигает как огонь.
Умылась Евникия, уста помочила.
Глядь, серый камень в воде... Господи,
да ведь это святой лик... Огляделась монахиня, сосны как
свечи, вьется над рекой черемуха в
цвету, мотыльки порхают. И до того
благолепным показалось ей это место,
что дух захватило и словно кто свыше
внушил: "Обоснуй, Евникия, святую
обитель здесь". И тут же принялась
расчищать место под часовенку..."
Так пишет Н.Попов, автор книги "Абанер",
долгое время живший в Куженере.
Кто такая Евникия? Некая Смоленцева,
служительница одного из монастырей
Казанской губернии, завладела
казной богоугодного заведения и
скрылась в неизвестном направлении.
Это она наткнулась на ключи и
объявила их святыми. Это именно тот
ключ, который теперь находится в
самом центре Куженера.
Сначала была построена деревянная
часовенка, потом - каменная. И
началась волна паломничества. За
десятки километров шли люди сюда,
изнашивая лапти, чтобы прильнуть к
роднику, умыться святой водой, взять
с собой целебную влагу. Тем самым
увеличивая казну старицы. Стала
старица промышлять о более крупном
предприятии. Но одной ей это было не
под силу.
Жил в то время один купец. Был он
сперва подпаском, затем мелким
торговцем (на Руси их называли
офенями) . Дела его шли хорошо. И стал
он купцом Ф.Я.Рощиным г.Яранска
Вятской губернии. Влиятельный был
человек, попечитель школ, почетный
гражданин города Яранска. Имел
связи с Петербургом.
Под конец жизни
пошел по пути иному.
Познакомившись со Смоленцевой-монахиней,
прислушался к ее словам о создании
церковного предприятия, понял, что
дело стоящее, и задумал построить
женский монастырь. Предварительно
съездил к Победоносцеву, обер-прокурору
святейшего Синода, похлопотать о
казенной земле под задуманное. Все
формальности были исполнены, все
бумаги подписаны. Так возник на
месте будущего поселка Куженер, в
глуши, в лесу, Новоникольский
женский монастырь. Размещался он в
тринадцати зданиях. Но
просуществовал недолго. Грянула
Октябрьская революция, и ее
всесметающий смерч не обошел и нашу
глубинку. В 1918 монастырь был закрыт.
позже из некоторых его бывших
зданий будет построен Дом культуры.
Лишь одно здание сохранилось по сей
день, в нем теперь располагается
Куженерская Свято-Никольская
церковь.
Из
монастыря - Школьный городок.
Январь
1919. По распоряжению Наркомпросса
был создан Школьный городок на базе
монастырского хозяйства, где
разместилась школа. Полное ее
название "Куженерский опытно-показательный
Школьный городок имени III Интернационала Вятской губернии
Уржумского уезда Токтай-Белякской
волости". Так значился он в одном
из протоколов от 10 сентября 1919 года.
Обучение
грамоте до революции.
Оглянемся
немного назад и за образование в
дореволюционной России замолвим
слово.
Было нужным и правильным считать до
недавнего времени, что Куженер в
начале века был "очагом
мракобесия". Неужели же обучение
грамоте было действительно
недоступным для детей? Вновь
обратимся к документальным
источникам: "В Марийском крае
первая школа была открыта в 1749 году
(!) Конганурское двухклассное
земское училище образовано в 1895 г.
Токтай-Белякское - в 1875 году,
Лонганерская школа - в 1900 году,
Русско-Шойская - 1878 г. Куженерская
функционировала в Большом Сабанере
в 1898 году." Приведенные факты
говорят о том, что дореволюционный
Куженер не был "очагом "
темноты и непросвещенности. Откуда
бы тогда взяться педагогу, прозаику,
общественному деятелю, родившемуся
в 1887 году в д.Аганур, И.Е.Романову,
деятелю по развитию народного
образования в Марийской автономной
области, родившемуся в д.Конганур в
1900 году, Ф.А.Смирнову?
Что
такое Школьный городок.
Архив
располагает документами не с самых
первых дней существования школы, а
начиная с 1921 г. Первые учителя
приехали с Уржумского реального
училища. Вначале директором
Школьного городка был учитель
немецкого языка Н.И.Юденич, также
приехавший из Уржума. После него - П.С.Басов,
Я.И.Кропотов и др.
Сентябрь 1921 года. На полном
содержании Школьного городка живет
125 человек, из них 25 детей-сирот и
свыше 100 полусирот красноармейцев.
"... Дети обносились настолько, что
напоминают собой уличных нищих, а не
детей, находящихся на иждивении
государства... Просим выдать
Школьному городку 1000 аршин какого-либо
материала и заготовок или обуви на
125 человек". Такого рода прошений
было немало. Просили "отпуска
листового железа - 14 пудов...стали...для
оборудования мастерских, мела или
каких возможно сухих красок..."
В отчете за январь 1922 года были
перечислены предметы, которые
изучались. "Естествознание,
география, словесность и русский
язык, история, иностранные языки,
рукоделие, математика, физика,
музыка". Существовали "наряды":
"Дежурство по школе, по кухне, по
коридору, пилить дрова, подавать
звонки..."
Новоникольский монастырь в свое
время имел довольно значительной
площади лес. Председатель Школьного
городка П.С.Басов не преминул
возможностью написать ходатайство
о передаче школе 93 десятин леса. Из
акта, составленного Президиумом
Сернурского Кантисполкома после
посещения Куженерского Школьного
городка имени III Интернационала с
целью обследования проведенной в
нем электрификации узнаем
следующее.
Для станции было построено
специальное помещение, установлена
специальная динамомашина,
двигатель нефтяного сгорания.
Городок размещается в бывшем
Куженерском монастыре.
Монастырская церковь считается
теперь приходской. Некоторые здания
требуют ремонта. Развито
садоводство, полеводство,
садовничество, пчеловодство. Земли
около 30 десятин.
Сельскохозяйственные орудия -
жнейка, молотилка с конным приводом,
нет сеялки и косилки. Отмечается
неутомимая энергия руководителей.
Обеды в столовой были небогаты.
Картофельный или гороховый суп,
картошка во всех ее видах и
превращениях. Случалось, давали
пшеную кашу - это было роскошью, а
если чай с настоящей заваркой -
двойной. У школьного городка были
свои земельные угодья, на них
учителя и учащиеся выращивали
картофель, рожь, ячмень, лен, просо,
гречку, овес, сено-луговой клевер и
люцерну. Из огородных культур:
морковь, свеклу, капусту, брюкву,
огурцы, репу, лук, томаты. Из
плодовых: разные плоды и ягоды. С 15
ульев взяли меду 11 пудов в 1923 году.
В общем Школьный городок оправдывал
свое название. Это был
действительно самостоятельно
живущий организм со своими заботами
и радостями. Учились и работали.
Например, в летний сезон
сельхозработ - 90 часов, кустарных - 15
часов в месяц. Были мастерские -
кузнечная, столярная, переплетная,
швейная. Большая часть
изготовленных в мастерских вещей
поступала на продажу.
Проводились спектакли, лекции,
концерты и даже лотерии. Праздники 7
ноября и 1 мая отмечались митингами,
концертами, субботниками.
1920-1921 года были для Маробласти
годами стихийного бедствия.
Страшное слово "голод"
парализовало всю жизнь населения, а
вместе с тем и все дело народного
образования. Забота о получении
необходимых и полноценных знаний
отошла на второй план, перед
Школьным городком встала другая
задача - как спасти детей от
голодной смерти. В это время все
учреждения народного образования
превратились в питательные пункты
для голодающих детей.
Педагогическая работа замерла, все
находилось в хаотическом,
бесконтрольном состоянии. Только
учреждения, наиболее обеспеченные
как педагогическим персоналом, так
и материально могли продолжать
воспитательную и педагогическую
работу.
В 1923 году в Школьный городок был
направлен преподаватель
словесности И.А.Шабдаров (Шабдар
Осып) после окончания Сернурского
педтехникума. К этому времени
Школьный городок состоял из:
детского сада - 33 человека, детский
дом - 60 человек, школа 1 ступени - 129
человек, школа 2 ступени - 164 человека.
Дети детского дома входят в число
учащихся 1 и 2 ступени, всего детей 326
человек, из них мари - 35 человек,
русских - 291 человек ( по данным от 14
апреля 1923 года). Состояние школьных
дел к тому времени было не на высоте.
Педколлектив не знал перспектив
своей деятельности, между учителями
возникали разногласия, плохо
организовано было самоуправление и
самообслуживание среди учащихся.
Такое наследство принял И.А.Шабдаров.
Став заведующим городком в 1925 году,
благодаря желанию сделать школу
действительно образцовой, многого
добился. Бывший воспитанник
Глазырин вспоминал: жизнь бурлила,
осваивали политическую грамоту,
выпускали стенгазету с острыми
заметками, карикатурами, ставили
спектакли, концерты, пели по вечерам
при тусклом свете керосиновой лампы.
Иногда кто-нибудь затягивал песню
беспризорников "Тяжела ты,
сиротская доля..."
Сирот-беспризорников было и впрямь
много. А они народ отчаянный. Не
головорезы, но шпана с головы до пят.
И девчонки попадались - воровки
бесшабашные. Об этом говорил на
страницах газеты бывший наставник
Школьного городка Т.Ф.Бек.
Полным ходом шло комсомольское
движение. Деятельность
комсомольских ячеек в Школьном
городке была очень насыщенной.
Выпускали газеты, занимались
художественной самодеятельностью.
С концертами и спектаклями выходили
также в близлежащие деревни.
Проводили беседы и лекции, очень
любили петь. Школа стала, наконец,
такой, какой должна была быть.
Сделала семь выпусков. Первые
выпуски были почти все направлены
на работу в школу учителями, т.к.
школа 2 ступени была с
педагогическим уклоном. В 1927 году
школа была переведена в Новый
Торъял, а в Куженере открылась
семилетка, но жизненный уклад почти
не изменился. Много было
беспризорников, школа чем-то
напоминала колонию, многие
воспитанники при поступлении в
школу имели при себе ножи, кинжалы-самоделки.
Зато не имели никаких документов.
Некоторым фамилии присваивали по
ходу.
В деревянном здании "внизу у
нас была кухня и столовая, наверху, в
одной половине жили мальчики, в
другой - девочки. В угловой комнате
со стороны крыльца жил я сам, а вот
на чердаке другие воспитатели" - вспоминает
Т.Ф.Бек. Попав под опеку и начав
учиться, вскоре многие обиженные
судьбой ребятишки становились
смирными, ручными. Сказывалось
отношение преподавателей к детям. А
им было интересно жить вместе и
учиться со всеми остальными детьми. Бек вспоминает, что порой
наведывались монашки, но им велено
было с ними не связываться. Тогда
была жива еще монастырская
библиотека, по словам людей, богатая.
Но когда уже окончательно разрушили
церковь в 50-е годы, все ценности из
библиотека исчезли. Люди растащили.
Вот так утрачиваются бесценные по
своей исторической значимости вещи,
а вмести с ними и наша духовная
культура. В 1936 году школа преобразовалась в
среднюю и располагалась она в
деревянном двухэтажном доме до того
времени, пока не было построено
новое кирпичное здание, где и
находится сейчас Куженерская
средняя школа №1
Дополнительные
сведения:
Государственный
архив РМЭ
Государственный
архив Кировской области
Свято-Никольский
женский монастырь
Основатель
Куженера
|