Государственный архив республики
Марий Эл.
В
последние годы заметно возрос в
обществе интерес к историческому
прошлому Отечества. Повышение
внимания к истории объясняется не
только её познавательным значением,
но и стремлением
извлечь полезный опыт для
решения задач сегодняшнего дня. В
Государственном архиве РМЭ
хранятся документы, содержащие
бесценную информацию о материальной
и духовной жизни марийского народа,
величии его труда и таланта,
его далёком и недалёком прошлом.
О Куженерской средней школе в
фондах Государственного архива РМЭ
имеются сведения, начиная с 1921 года.
Именно в этом году I
съезд Советов МАО завершил
организационное оформление
Марийской автономной области.
Токтай-Белякская волость
Уржумского уезда Вятской губернии,
на территории которой находился п.Куженер,
вошла согласно
новому территориальному
делению, в состав Сернурского
кантона Марийской автономной
области. В отчёте о Куженерском
школьном городке за 1923 год читаем:
"1
февраля
1919 года из города Уржума школа 2-й
ступени, образованная из торговой
школы, была переведена в
национализированные от женского
монастыря здания. В сентябре 1920 года
к школе 2-ой ступени была
присоединена школа 1-й ступени,
находящаяся при Монастыре, и обеим
школам было присвоено звание "Куженерский
школьный городок им. III Интернационала"
В 1920-21 учебном году в школе было 275
учащихся, учителей и технических
служащих 40 человек. При городке
весной 1921 года
была организована детская
площадка, осенью её преобразовали в
детский сад. Школьный городок
управлялся школьным советом, был
избран товарищеский суд, кружки -
драматический
и спортивный, при школе работали
и мастерские: слесарная, столярная,
кузнечная, переплётная, швейная,
которые обслуживали
только нужды городка. Построили
теплицу и помещение под
электростанцию в 1920г. В 1921г. городку
присвоили звание опытно-показательного.
1920-1921 гг. были для Маробласти годами
стихийного бедствия. Страшное слово
"голод"
парализовано всю жизнь населения, а
вместе с тем
и всё дело народного
образования. Забота о правильной
постановке народного образования,
получении необходимых и
полноценных знаний отошла на 2-ой
план, перед школой встала другая
задача - как спасти
детей от голодной смерти. В это
время все учреждения народного
образования превратились в
питательные пункты для голодающих
детей. Педагогическая работа
замерла, всё находилось в
хаотическом, бесконтрольном
состоянии. Только учреждения,
наиболее обеспеченные как
педагогическим персоналом, так и
материально (школьные городки,
техникумы) могли продолжать
педагогическую и воспитательную
работу.
Из письма заведующего Куженерским
школьным городком Мамаева П.С. в
Мароблоно в 1921 г. читаем:
"В настоящее время городок
накануне развала. Плохое питание,..
выделили 13 фунтовую норму в
сентябре, на которую прокормить
человека нельзя, наблюдается
недоедание, истощение и близок
момент, когда созидательные силы
иссякнут, и городок развалится к
радости мракобесовых сторонников
монастыря и к сожалению всех друзей
света. Имя III Интернационала,
присвоенное Куженерскому школьному
городку, обязывает сохранять
достоинство этого учреждения не
только в случае его успеха и
развития, но также в момент смерти. И
далее: На полном содержании
школьного городка живёт 25 детей
сирот и полусирот - детей
красноармейцев, кроме этого,
имеется свыше 100 человек крайне
бедного состояния. Все эти дети
обносились настолько, что
напоминают собой уличных нищих, а не
детей, находящихся на иждивении
государства. Настоятельно
требуем выделить
школьному городку 1000 аршин
какой-либо материи и заготовок или
обуви на 120 человек"
1922-23
учебный год отметил собой начало
приведения в порядок всего народного
образования в МАО.
В 1923 г. директором Куженерского
школьного городка стал Я.И. Кропотов,
который в "Отчёте о Куженерском
школьном городке" отмечал
главную задачу учреждения: "Поддержать
учреждение как культурный уголок
вообще, в частности как школу 2-й
ступени, открывающую дорогу к
высшей школе
на одном из самых темных и
глухих мест, которые имеются только
на территории европейской части
Советской республики". И эту
далекоидущую, трудновыполнимую
задачу надо было осуществлять, не
имея на то всего необходимого, В
различных документах неоднократно
обращалось внимание на то, что
"кабинеты малооборудованы,
набор пособий случайный, учебников
не хватает". Но тем не менее, в
школе были кабинеты по
естествознанию, химии, физике, было
пианино для уроков пения, в
библиотеке вместе с учебниками
насчитывалось 2000 книг.
Куженерский школьный городок - это
сочетание общеобразовательной и
трудовой школ. Дети не только
учились, но и работали в мастерских,
на школьном поле. В слесарной
мастерской делали для своего
хозяйства замки, ведра, чашки, тазы и
т.д., в кузнечной - крючки, топоры,
молотки и т.п., в столярной -
кровати, столы, табуреты
и др., в швейной - шили для себя брюки
и платья, пальто и шапки, портфели и
др. Такие же изделия делали
на заказ местным жителям. На
огороде (3,08 десятин) выращивали морковь,
капусту, свеклу, брюкву, огурцы, лук,
томаты, в поле (6,19десятин) - рожь, овёс,
ячмень, лён, просо, картофель, гречу
и т.п. Кроме того, при школе была
пасека в 15 ульев, сад (0,87десятин). На
скотном дворе жили 2 лошади, 2 коровы,
2 телёнка, были зимние и летние
экипажи со всей сбруей на 2 лошади.
Но, несмотря на то, что трудом
занимались много, всё изготовленное
и выращенное своими руками было
жизненно необходимым: инструменты,
мебель, одежда, продукты питания,
полного результата от
общественного труда не удалось
добиться. Труд не стал для этих
детей потребностью, отмечалось, что
"навык к труду у детей
отсутствует, труд им в тягость".
В
Куженерском школьном городке в 1923
году были две группы детского сада (семнадцать
мальчиков и пятнадцать девочек),
пять групп в
школе I
ступени (73 мальчика и 56 девочек),
четыре группы в школе II
ступени (82 мальчика и 82 девочки). В
детском доме жили шестьдесят детей. Обучались
в школе с восьми лет до двадцати
одного года. Дети не
только учились, работали в
мастерских
и на садово-огородных участках,
но под руководством учителей
ставили концерты, спектакли, читали
лекции. Из "Перечня культурных
мероприятий, поставленных и
проведённых культурно-просветительным
кружком с I
сентября 1922 по I
мая 1923 года:
концерты-
5
комедии:
"Сокровише"
Киреева-Гатчинского,
"Недоросль"
Фонвизина,
"С
сердцем не совладала" Ярыгина
бытовые
сцены:
"По-новому"
Соболева,
"Последние
жертвы" И.Шадрина
драмы:
"Его
сиятельство" Покровского,
"Новообращённый"
Степняка-Кравчинекого,
"Распятая"
Н.Лернера,
"Родина"
Зудермана,
водевиль
"Ворона
в павлиньих перьях" Куликова
детский
балет
лекции
- 6
Собрали
- 1663 руб.91 коп.
Израсходовали
-552 руб.80 коп.
Прибыль-1111
руб.11 коп.
Куженерский школьный городок
являлся для окружающих его
населённых пунктов
культурным очагом, жить и учиться в
нём хотели многие, всех желающих
включить в список учащихся было
невозможно. Существовала очередность
принятия: по национальному признаку:
вначале мари, потом русские, по
социальному положению - сироты,
полусироты, дети красноармейцев,
крестьян, советских служащих, дети
духовенства зачислялись
кандидатами только на случай
свободных мест.
В 1925-26 учебном году в школе обучалось 323
учащихся. Новые требования,
предъявляемые к школе, влекли за
собой изменения в методах
преподавания, переподготовке
учительских кадров.
В первые годы Советской власти
с кадрами во всех областях
хозяйства и культуры были большие
проблемы. Состав школьных
работников разношерстный,
педколлектив без надлежащей
квалификации. "В настоящее время
Обоно комплектует
квалифицированные педагогические
силы исключительно из окончивших
Педтехникумы" - говорилось в
докладе Обоно в 1925-26 учебном году. Но
число выпускников двух
педтехникумов не могло
удовлетворить все потребности в
квалифицированных учителях. Также
по-прежнему острой оставалась
проблема снабжения школ
учебниками, наглядными
пособиями, кабинетным
оборудованием.
Год за годом жизнь в МАССР
нормализовалась, развивались
промышленность и сельское
хозяйство, шло полным ходом
культурное строительство.
Куженерский опытно-показательный
школьный городок сельскохозяйственного
уклона в 1938-39 учебном году именуется уже
как Куженерская
средняя школа. В ней обучается
уже четыреста шестьдесят восемь учеников, учителей
двадцать человек (директор
Куликова). В пионерской организации
сто семьдесят семь детей,
в комсомолькой - семьдесят пять. Достижением
считалось то, что при школе имелось
общежитие, в нём жили 19 учащихся;
имелся также один
громкоговоритель. В годы Великой
Отечественной войны в школе учебные
занятия не прекращались, хотя
количество учеников сократилось.
1939-40
учебный год - 448 учащихся (директор
Ф.Глебов)
1941-42
учебный год - 411 учащихся
(директор Кабацкий)
1942-43
учебный год - 355 учащихся
1944-45
учебный
год - 233 учащихся
В 1944-45 учебном году при
школе действовал стрелковый тир на
50 метров, военный кабинет. В
послевоенные годы наблюдается
значительный качественный рост в
воспитании и обучении
учащихся в Куженерской средней
школе. В 1959-60 гг. в школе на конец
года было 496 учеников, из них на "4"
и "5"
учебный год закончили 169 человек,
только на
"5" - 38 человек, успеваемость
91%. В
"Отчёте о работе Куженерского
РОНО за 1959-60 учебный год" отмечалась
хорошая работа учителя начальных
классов Е.П.Кислицыной, учителя
немецкого языка Бакалейник, живо и
интересно проводил уроки географии
Мартын Тимофеевич Янгабышев.
Большую работу с отстающими
учениками проводили учителя
математики Кишкинова, Кислицына,
Крупина, заслуживала внимание
работа физрука Ведерникова В.Е., под
его руководством работали ряд
секций - лыжная , гимнастическая,
конькобежная.
В 1965-66 учебном
году окончили школу пятьдесят три ученика,
тринадцать из них поступили в ВУЗы,
восемнадцать - в техникумы. В 1973-74 учебном году
Куженерская средняя школа перешла, в
этом же году школе вручено
Переходящее Красное
знамя по итогам
социалистического соревнования
школ района.
Много интересного о работе
учительского и ученического
коллективов в разные годы можно
узнать
из статей Куженерской районной
газеты «3аря». В статье "Крепнет
связь с родителями" от 30.01.1968
рассказывается об интересных
лекциях перед родителями учителей
Куженерской средней школы:
"Новинки химии" - учитель Л.Я.Ведерникова,
"Отец
и сын"- учитель географии Л.С.Медовникова,
«0 повышении успеваемости учащихся по
арифметике, алгебре и геометрии» -
учитель математики Н.М.Светлаков.
Через газету ("Заря" от 30.01.1968)
пенсионеры Литвиновы благодарили
за помощь пионеров Куженерской
школы Олю Бердникову, Лиду Шубину,
Валю Семееву. В статье "Долг
учителя" об августовском
совещании учителей 1968 года
отмечалось, что "в Куженерской
средней школе почти каждый второй
школьник учится на "4" и "5".
В 1967 году из 791 ученика, 340 закончили
на "хорошо" и "отлично",
ежегодно школа выпускает пять-восемь
медалистов". Учитель - это золотой
фонд государства, определяющий
духовное будущее общества. Об
учителях, душой болеющих за школу,
своих воспитанников, написаны
многочисленные статьи в районной
газете"3аря": о Л.С.Медовниковой,
учителе географии, отличнике
народного образования (статья "Людмила
Семёновна",
"Заря" от 05.12.1968); И.Ф.Шарниной,
А.И.Грязиной, Т.И.Михеевой (статья "Любимых
учителей не забывают", "Заря"
от 21.03.1968); А.И. Вершининой (статья "Ни
пуха, ни пера!" от 28.05.1988); А.С.Пироговой,
А.М.Ведерникове, Н.А.Егошиной, М.И.Моисеевой,
А.В.Комелиной (статья "Поздравляем с
праздником"
от 01.10.1988)
Куженерская
средняя школа имеет за своими
плечами богатый педагогический
опыт. Шаг за шагом, преодолевая
многочисленные трудности,
испытывая взлёты и падения, пришла
она к своему вековому юбилею. 100 лет
для истории - это миг, для человека
он вмешает жизнь нескольких
поколений.
Государственный
архив РМЭ хранит в своих фондах
многочисленные страницы истории
целых городов и отдельных людей.
Обращаясь к архивным документам, мы
познаем прошлое , которое помогает
разобраться в настоящем и, возможно,
предостеречь от ошибок в будущем.
Дополнительные
сведения:
Государственный
архив Кировской области
Свято-Никольский
женский монастырь
Основатель
Куженера
|