Начальная страница

Карта сайта

 

История школы

Традиции школы

Совет школы

Воспитательная система

Методическая работа

Механизм управления

Материальная база

Связь с предприятиями

 

Кружковая работа

Спорт

Отдых и труд

 

Учителями славится Россия

Ученики приносят славу ей

В помощь учителю

 

Гостевая книга

Контактная информация

Автор

 

 

 

История школы

     Государственный архив республики Марий Эл.

 

     В последние годы заметно возрос в обществе интерес к историческому прошлому Отечества. Повышение внимания к истории объясняется не только её познавательным значением, но и стремлением    извлечь полезный опыт для решения задач сегодняшнего дня. В Государственном архиве РМЭ хранятся документы, содержащие бесценную информацию о материальной и духовной жизни марийского народа, величии его труда и таланта, его далёком и недалёком прошлом.

     О Куженерской средней школе в фондах Государственного архива РМЭ имеются сведения, начиная с 1921 года. Именно в этом году I съезд Советов МАО завершил организационное оформление Марийской автономной области. Токтай-Белякская волость Уржумского уезда Вятской губернии, на территории которой находился п.Куженер, вошла согласно    новому территориальному делению, в состав Сернурского кантона Марийской автономной области. В отчёте о Куженерском школьном городке за 1923 год читаем:  "1 февраля 1919 года из города Уржума школа 2-й ступени, образованная из торговой школы, была переведена в национализированные от женского монастыря здания. В сентябре 1920 года к школе 2-ой ступени была присоединена школа 1-й ступени, находящаяся при Монастыре, и обеим школам было присвоено звание "Куженерский школьный городок им. III Интернационала"

     В 1920-21 учебном году в школе было 275 учащихся, учителей и технических служащих 40 человек. При городке весной 1921 года  была организована детская площадка, осенью её преобразовали в детский сад. Школьный городок управлялся школьным советом, был избран товарищеский суд, кружки - драматический    и спортивный, при школе работали и мастерские: слесарная, столярная, кузнечная, переплётная, швейная, которые обслуживали   только нужды городка. Построили теплицу и помещение под электростанцию в 1920г. В 1921г. городку присвоили звание опытно-показательного.

     1920-1921 гг. были для Маробласти годами стихийного бедствия. Страшное слово "голод" парализовано всю жизнь населения, а вместе с тем   и всё дело народного образования. Забота о правильной постановке народного образования, получении необходимых и полноценных знаний отошла на 2-ой план, перед школой встала другая задача - как спасти   детей от голо­дной смерти. В это время все учреждения народного образования превратились в питательные пункты для голодающих детей. Педагогическая работа замерла, всё находилось в хаотическом, бесконтрольном состоянии. Только учреждения, наиболее обеспеченные как педагогическим персоналом, так и материально (школьные городки, техникумы) могли продолжать педагогическую и воспитательную работу.

      Из письма заведующего Куженерским школьным городком Мамаева П.С. в Мароблоно в 1921 г. читаем:  "В настоящее время городок накануне развала. Плохое питание,.. выделили 13 фунтовую норму в сентябре, на которую прокормить человека нельзя, наблюдается недоедание, истощение и близок момент, когда созидательные силы иссякнут, и городок развалится к радости мракобесовых сторонников монастыря и к сожалению всех друзей света. Имя III Интернационала, присвоенное Куженерскому школьному городку, обязывает сохранять достоинство этого учреждения не только в случае его успеха и развития, но также в момент смерти. И далее: На полном содержании школьного городка живёт 25 детей сирот и полусирот - детей красноармейцев, кроме этого, имеется свыше 100 человек крайне бедного состояния. Все эти дети обносились настолько, что напоминают собой уличных нищих, а не детей, находящихся на иждивении государства. Настоятельно требуем выделить    школьному городку 1000 аршин какой-либо материи и заготовок или обуви на 120 человек"

     1922-23 учебный год отметил собой начало приведения в порядок всего народного образования в МАО.  В 1923 г. директором Куженерского школьного городка стал Я.И. Кропотов, который в "Отчёте о Куженерском   школьном городке" отмечал главную задачу учреждения: "Поддержать учреждение как культурный уголок вообще, в частности как школу 2-й ступени, открывающую дорогу к высшей школе на одном из самых темных и глухих мест, которые имеются только на территории европейской части Советской республики". И эту далекоидущую, трудновыполнимую задачу надо было осуществлять, не имея на то всего необходимого, В различных документах неоднократно обращалось внимание на то, что  "кабинеты малооборудованы, набор пособий случайный, учебников не хватает". Но тем не менее, в школе были кабинеты по естествознанию, химии, физике, было пианино для уроков пения, в библиотеке вместе с учебниками насчитывалось 2000 книг.

      Куженерский школьный городок - это сочетание общеобразовательной и трудовой школ. Дети не только учились, но и работали в мастерских, на школьном поле. В слесарной мастерской делали для своего хозяйства замки, ведра, чашки, тазы и т.д., в кузнечной - крючки, топоры, молотки и т.п.,  в столярной - кровати, столы,  табуреты и др., в швейной - шили для себя брюки и платья, пальто и шапки, портфели и др. Такие же изделия делали    на заказ местным жителям. На огороде (3,08 десятин) выращивали морковь, капусту, свеклу, брюкву, огурцы, лук, томаты, в поле (6,19десятин) - рожь, овёс, ячмень, лён, просо, картофель, гречу и т.п. Кроме того, при школе была пасека в 15 ульев, сад  (0,87десятин). На скотном дворе жили 2 лошади, 2 коровы, 2 телёнка, были зимние и летние экипажи со всей сбруей на 2 лошади. Но, несмотря на то, что трудом занимались много, всё изготовлен­ное и выращенное своими руками было жизненно необходимым: инструменты, мебель, одежда, продукты питания, полного результата от общественного труда не удалось добиться. Труд не стал для этих детей потребностью, отмечалось, что "навык к труду у детей отсутствует, труд им в тягость".

      В Куженерском школьном городке в 1923 году были две группы детского сада (семнадцать мальчиков и пятнадцать девочек), пять групп в школе I ступени (73 мальчика и 56 девочек), четыре группы в школе II ступени (82 мальчика и 82 девочки). В детском доме жили шестьдесят детей. Обучались в школе с восьми лет до двадцати одного года. Дети не только учились, работали в мастерских    и на садово-огородных участках, но под руководством учителей ставили концерты, спектакли, читали лекции. Из "Перечня культурных мероприятий, поставленных и проведённых культурно-просветительным кружком с I сентября 1922 по I мая 1923 года:

концерты- 5

комедии: 

"Сокровише" Киреева-Гатчинского,

"Недоросль" Фонвизина,

"С сердцем не совладала" Ярыгина

бытовые сцены:

"По-новому" Соболева,

"Последние жертвы" И.Шадрина

драмы:   

"Его сиятельство" Покровского,

"Новообращённый" Степняка-Кравчинекого,

"Распятая" Н.Лернера,

"Родина" Зудермана,

водевиль      "Ворона в павлиньих перьях" Куликова

детский балет 

лекции - 6

Собрали - 1663 руб.91 коп.

Израсходовали -552 руб.80 коп.

Прибыль-1111 руб.11 коп.

 

     Куженерский школьный городок являлся для окружающих его населённых пунктов культурным очагом, жить и учиться в нём хотели многие, всех желающих включить в список учащихся было невозможно. Существовала очередность принятия: по национальному признаку: вначале мари, потом русские, по социальному положению - сироты, полусироты, дети красноармейцев, крестьян, советских служащих, дети духовенства зачислялись кандидатами только на случай свободных мест.

     В 1925-26 учебном году в школе обучалось 323 учащихся. Новые требования, предъявляемые к школе, влекли за собой изменения в методах преподавания, переподготовке учительских кадров.    В первые годы Советской власти    с кадрами во всех областях хозяйства и культуры были большие проблемы. Состав школьных работников разношерстный, педколлектив без надлежащей квалификации. "В настоящее время Обоно комплектует квалифицированные педагогические силы исключительно из окончивших Педтехникумы" - говорилось в докладе Обоно в 1925-26 учебном году. Но число выпускников двух педтехникумов не могло удовлетворить все потребности в квалифицированных учителях. Также по-прежнему острой оставалась проблема снабжения школ   учебниками, наглядными пособиями, кабинетным оборудованием.

     Год за годом жизнь в МАССР нормализовалась, развивались промышленность и сельское хозяйство, шло полным ходом культурное строительство. Куженерский опытно-показательный школьный городок сельскохозяйственного уклона в 1938-39 учебном году именуется уже как Куженерская средняя школа. В ней обучается уже четыреста шестьдесят восемь учеников, учителей двадцать человек (директор Куликова). В пионерской организации сто семьдесят семь  детей, в комсомолькой - семьдесят пять. Достижением считалось то, что при школе имелось общежитие, в нём жили 19 учащихся;  имелся также один громкоговоритель. В годы Великой Отечественной войны в школе учебные занятия не прекращались, хотя количество учеников сократилось.

1939-40 учебный год - 448 учащихся  (директор Ф.Глебов)

1941-42 учебный год - 411 учащихся  (директор Кабацкий)

1942-43 учебный год - 355 учащихся

1944-45 учебный год - 233 учащихся

    

     В 1944-45 учебном году  при школе действовал стрелковый тир на 50 метров, военный кабинет. В послевоенные годы наблюдается значительный качественный рост в воспитании и обучении    учащихся в Куженерской средней школе. В 1959-60 гг. в школе на конец года было 496 учеников, из них на "4" и "5" учебный год закончили 169 человек, только на  "5" - 38 человек, успеваемость 91%. В "Отчёте о работе Куженерского РОНО за 1959-60 учебный год" отмечалась хорошая работа учителя начальных классов Е.П.Кислицыной, учителя немецкого языка Бакалейник, живо и интересно проводил уроки географии Мартын Тимофеевич Янгабышев. Большую работу с отстающими учениками проводили учителя математики Кишкинова, Кислицына, Крупина, заслуживала внимание работа физрука Ведерникова В.Е., под его руководством работали ряд секций - лыжная , гимнастическая, конькобежная.

     В 1965-66 учебном году окончили школу пятьдесят три ученика, тринадцать из них поступили в ВУЗы, восемнадцать - в техникумы. В 1973-74 учебном году Куженерская средняя школа перешла, в этом же году школе вручено Переходящее Красное знамя по итогам социалистического соревнования школ района.

     Много интересного о работе учительского и ученического коллективов в разные годы можно узнать    из статей Куженерской районной газеты «3аря». В статье "Крепнет связь с родителями" от 30.01.1968  рассказывается об интересных лекциях перед родителями учителей Куженерской средней школы:   "Новинки химии" - учитель Л.Я.Ведерникова, "Отец и сын"- учитель географии Л.С.Медовникова, «0 повышении успеваемости учащихся по арифметике, алгебре и геометрии» - учитель математики Н.М.Светлаков. Через газету ("Заря" от 30.01.1968) пенсионеры Литвиновы благодарили за помощь пионеров Куженерской школы Олю Бердникову, Лиду Шубину, Валю Семееву. В статье "Долг учителя" об августовском совещании учителей 1968 года отмечалось, что "в Куженерской средней школе почти каждый второй школьник учится на "4" и "5". В 1967 году из 791 ученика, 340 закончили на "хорошо" и "отлично", ежегодно школа выпускает пять-восемь медалистов". Учитель - это золотой фонд государства, определяющий духовное будущее общества. Об учителях, душой болеющих за школу, своих воспитанников, написаны многочисленные статьи в районной газете"3аря": о Л.С.Медовниковой,  учителе географии, отличнике народного образования (статья "Людмила Семёновна",  "Заря" от  05.12.1968); И.Ф.Шарниной, А.И.Грязиной, Т.И.Михеевой (статья "Любимых учителей не забывают", "Заря" от 21.03.1968); А.И. Вершининой (статья "Ни пуха, ни пера!" от 28.05.1988); А.С.Пироговой, А.М.Ведерникове, Н.А.Егошиной, М.И.Моисеевой, А.В.Комелиной (статья "Поздравляем с праздником" от  01.10.1988)

     Куженерская средняя школа имеет за своими плечами богатый педагогический опыт. Шаг за шагом, преодолевая многочисленные трудности, испытывая взлёты и падения, пришла она к своему вековому юбилею. 100 лет для истории - это миг, для человека он вмешает жизнь нескольких поколений.

     Государственный архив РМЭ хранит в своих фондах многочисленные страницы истории целых городов и отдельных людей. Обращаясь к архивным документам, мы познаем прошлое , которое помогает разобраться в настоящем и, возможно, предостеречь от ошибок в будущем.

 

Дополнительные сведения:

Государственный архив Кировской области
Свято-Никольский женский монастырь

Основатель Куженера

 

| Начальная | Карта сайта | История школы | Традиции школы | Совет школы | Воспитательная система | Методическая работа |

 | Механизм управления | Материальная база | Связь с предприятиями | Кружковая работа | Спорт | Летний труд | Учителями славится Россия | Ученики приносят славу ей | В помощь учителю | Гостевая книга | Контактная информация | Автор |

 

  Автор данной страницы: Петухов Александр Петрович, учитель информатики, черчения и ИЗО Куженерской средней школы №1. Ноябрь 2003 г.

  Контактная информация: 425550,  республ. Марий Эл,  п.Куженер, ул.Заречная 10-20.Тел. раб: (8-237) 9-10-03,  E-mail: kuzener-school-1@mail.ru

Hosted by uCoz