Методы
обучения
- это основные виды деятельности
учителя
и ученика, обеспечивающие
формирование знаний, умений и
навыков, необходимых для решения
учебно-воспитательных задач.
Прием
- это деталь метода, отдельные его
операции (практические
и мыслительные), моменты в процессе
усвоения знаний и умений. Он не
имеет своей самостоятельной
учебной задачи.
Система
методов (приемов)
- это не простой их набор, а такая
совокупность, в которой имеются
внутренние связи между
компонентами,
обусловленные
результативностью
конкретных
методов (приемов). В
совокупности они представляют
систему управления разными
методами (приемами) познания
учащимися учебного материала,
начиная с приобретения готовых
знаний до самостоятельного решения
познавательных задач.
Сущность
метода
заключается в организуемом способе
познавательной
деятельности ученика, в его
активности, развитии
познавательных сил и способностей.
Классификация
методов
- это подразделение их на том или ином
основании на конкретные группы, а
также на подгруппы.
Классификационные
признаки группировки методов:
-
источник
знаний;
-
характер
познавательной деятельности
ученика;
-
руководящая
роль учителя;
-
степень
активности ученика;
-
возможность
стимулирования
и
самостимулирования учебной
деятельности школьника;
-
условия
контроля
и
самоконтроля
за
эффективностью учебно-познавательной
деятельности.
Метод
как способ учебной работы:
-
догматический
- приобретение знаний в готовом
виде;
-
эвристический
-
усвоение
знаний
и
умений
путем рассуждений,
требующих догадки, поиска,
находчивости, что должно быть
предусмотрено в вопросе (задании);
-
исследовательский
- добывание знаний
и умений путем проведения
наблюдений,
постановки опытов,
измерения, путем
самостоятельного нахождения
исходных данных и прогнозирования
результатов работы. (Последние
два подхода наиболее свойственны
развивающему типу
обучения).
Характеристика
отдельных групп методов:
-
объяснительно-иллюстративные
(объяснительно
рецептивные)
методы отражают деятельность,
учителя и ученика, состоящую
в том, что учитель сообщает
готовую информацию разными
методами,
с использованием демонстраций, а
учащиеся воспринимают,
осмысливают и запоминают ее. При
необходимости воспроизводят
полученные знания;
-
репродуктивные
методы
способствуют
формированию знаний
(на основе заучивания), умений и
навыков (через систему упражнений).
При этом управленческая
деятельность учителя состоит в
подборе необходимых инструкций,
алгоритмов и других заданий, обеспечивающих
многократное воспроизведение
знаний или умений по
образцу;
-
методы
проблемного обучения -
проблемное изложение,
рассчитанное на вовлечение учащегося
в познавательную деятельность в
условиях словесного обучения,
когда учитель сам ставит проблему,
сам
показывает пути ее решения, а
учащиеся внимательно следят
за
ходом мысли учителя, размышляют и
переживают вместе с ним и тем
самым включаются в атмосферу
научно-доказательного
поискового мышления;
-
частично-поисковые
или эвристические методы,
используются
для подготовки учащихся к
самостоятельному решению познавательных
проблем,
для
обучения
их
выполнению отдельных
шагов решения, отдельных этапов
исследования;
-
исследовательские
методы
-
способы
организации поисковой,
творческой деятельности учащихся
по
решению новых для них
познавательных проблем.
Методы проблемного обучения
наиболее полно решают задачи !
I
и и учащихся при обучении;
-
методы
организации учебно-познавательной
деятельности: словесные,
наглядные, практические,
аналитические,
синтетические,
аналитико-синтетические, индуктивные,
дедуктивные,
репродуктивные, проблемно-поисковые,
методы
самостоятельной работы и работы
под руководством;
-
методы
стимулирования и мотивации:
а)
методы
стимулирования интереса к учению
(познавательные игры,
учебные дискуссии, создание
эмоционально-нравственных
ситуаций);
б) методы
стимулирования долга и
ответственности (убеждения,
предъявление требований, "упражнения"
в выполнении требований,
поощрения, порицания);
-
методы
контроля и самоконтроля:
а)
устного контроля и самоконтроля (индивидуальный
опрос, фронтальный опрос, устная
проверка знаний, некоторых мыслительных
умений);
б)
письменного
контроля
и самоконтроля
(контрольные
письменные
работы,
письменные
зачеты,
программированный
контроль, письменный
самоконтроль);
в)
методы
лабораторно-практического
контроля
и
самоконтроля
(контрольно-лабораторные работы,
контроль
выполнения
практических
работ,
программированный
контроль
лабораторной работы, лабораторно-практический
самоконтроль);
-
методы
самостоятельной познавательной
деятельности учащихся:
а)
классификация
самостоятельных работ по
дидактической
цели
(подготовка учащихся к восприятию
нового материала, усвоение
учащимися
новых
знаний,
закрепление
и
совершенствование
усвоенных знаний и умений,
выработка и
совершенствование
навыков);
б)
определение
самостоятельных
работ
по изучаемому
материалу
(наблюдение, проведение опытов,
эксперимент,
работа
с книгой и т.п.);
в) различение
самостоятельных
работ
по характеру
познавательной
деятельности (по
заданному
образцу,
по правилу
или системе правил,
конструктивные, требующие
творческого
подхода);
г)
деление
самостоятельных работ по способу
организации
(общеклассная,
групповая,
индивидуальная);
-
методы
программированного обучения
-
особый вид самостоятельной
работы учащихся над специально
переработанным учебным
материалом, сущностью которой
является с точки зрения задач
умственного
развития учащихся - жесткое
управление умственной
деятельностью
обучаемого. Программа
при этом является дидактическим
средством.
Многообразие
методов.
Словесные
методы-
-
объяснение
- это
вид устного
изложения,
в котором
раскрываются
новые понятия, термины,
устанавливаются причинно-следственные
связи
и зависимости,
закономерности,
т.е. раскрывается логическая
природа того или
иного явления (прямое, непрямое,
инструктивное);
-
рассказ
- это форма изложения учебного
материала, которая носит
преимущественно описательный
характер (сюжетный, иллюстративный,
информационный);
-
работа
с печатным
словом
(с книгой)
- это
метод, позволяющий ученику
под опосредованным руководством учителя
самостоятельно организовать
процесс познания;
-
изложение
- это монологическая форма
учебной работы, дидактичсское
значение которой состоит в том,
что при помощи
этого метода учащимся передаются,
сообщаются, предлагаются
обобщенные
научные
знания,
добытые человечеством,
демонстрируются образцы
деятельности, а ученики
должны
понять,
запомнить
и воспроизвести
усвоенное;
-
повествование
- это вид изложения, в котором
связно рассказывается о
конкретных фактах, событиях,
процессах, протекающих
во времени. Оно может быть в
сжатой форме или
в форме интересного рассказа,
имеющего сюжет, фабулу;
-
описание
- вид
изложения,
в котором
дается последовательное
перечисление
признаков,
особенностей, свойств,
качеств
предметов
и явлений
окружающей действительности;
-
рассуждение
- вид
изложения,
в котором
дается последовательное
развитие
положений,
доказательств, подводящих
учащихся к выводам;
-
проблемное
изложение - это изложение,
сочетающееся с самостоятельной
работой
учащихся
(как
правило, умственной),
которая
состоит
в решении
вопросов
и проблем,
поставленных учителем;
-
беседа
- форма
овладения
учащимися
информацией
в вопросно-ответном
рассуждении, в диалоговом общении.
Типы
беседы:
катехизическая
(предполагает
в ответах
учащихся
репродуктивную деятельность) и
эвристическая (предполагает
продуктивную,
творческую
деятельность). Эвристическая
беседа является главным условием
развития учащихся
при диалогическом методе учения.
Ее основные признаки:
учащиеся осознают цель беседы; в
беседе - все вопросы подобраны
так, что учащиеся имеют
возможность догадаться
или сделать
самостоятельное
заключение;
в беседе
предусмотрены
простые
и сложные
вопросы, последние
формулируются как задачи, а в них
выделяются наиболее
частные вопросы; после решения
каждого вопроса задачи
следует
заключение
учителя,
подытоживающее результаты
работы.
Наблюдение
- это непосредственное,
целенаправленное восприятие
предметов и явлений с помощью
органов чувств с целью формирования
правильных представлений и понятий,
умений и навыков.
Опыты
- это самостоятельно выполняемая
учащимися работа по
изучению нового материала,
требующая практических и исследовательских
умений, а также умений обращения с
различным оборудованием. Это важный,
но очень сложный метод учения.
Практические
методы учения
- это такой вид деятельности ученика,
при котором происходит
формирование и совершенствование
практических умений и навыков в
ходе выполнения практических заданий
(письменные и устные упражнения,
практические и лабораторные
работы, некоторые виды
самостоятельных работ).
Упражнения
- это
планомерно организованное
повторное выполнение
какого-либо действия с целью его
освоения или совершенствования его.
|