Начальное общее образование –
первая ступень общего образования. В
Российской Федерации начальное
общее образование является обязательным
и общедоступным. Федеральный
компонент направлен на реализацию личностно-ориентированного
развивающего начального общего
образования и призван обеспечивать
выполнение следующих основных его целей:
-
охрана
и укрепление физического и
психического здоровья детей;
-
сохранение
и поддержка индивидуальности
ребенка;
-
освоение
системы
знаний, умений и навыков,
обеспечивающих становление
ученика как субъекта
разнообразных видов деятельности.
-
воспитание
нравственных и эстетических
чувств, эмоционально-ценностного
позитивного отношения к себе и
окружающему миру;
-
развитие
личности школьника, его
творческих способностей,
интереса к учению, формирование
желания и умения учиться.
К обучению
на ступени начального общего
образования допускаются дети,
достигшие 6½-летнего возраста и
не имеющие медицинских
противопоказаний. Единый нормативный
срок освоения основных
образовательных программ
начального общего образования – 4
года. Продолжительность учебного
года: 1 класс – не менее 33 учебных
недель, 2-4 классы – не менее 34
учебных недель (не считая
каникулярного времени). Праздничные
дни в число учебных недель не входят
и приравниваются к каникулярным
дням. Продолжительность урока для
классов начальной школы – 35 минут
(1-4 классы) или 45 минут (2-4 классы). Максимальный
объем учебной нагрузки обучающихся
определен Санитарно-эпидемиологическими
правилами (СанПиН 2.4.2. 1178-02).
класс |
максимально
допустимая недельная нагрузка |
при
6-дневной неделе |
при
5-дневной неделе |
1 |
- |
20 |
2-4 |
25 |
22 |
При 35-минутной продолжительности
уроков во 2-4 классах максимально
допустимая недельная нагрузка при 6-дневной
учебной неделе составляет 27 часов,
при 5-дневной учебной неделе – 25
часов. Обучающиеся,
успешно завершившие начальное
общее образование (выполняющие в
полном объеме требования к уровню
подготовки оканчивающих начальную
школу), продолжают обучение на
ступени основного общего
образования.
Особенностью
начальной школы является
отсутствие обязательной итоговой
аттестации выпускников. Требования
к уровню подготовки оканчивающих
начальную школу настоящего
стандарта служат основой для
организации текущего и рубежного
контроля учебных достижений
обучающихся. Важнейшим
приоритетом начального общего
образования является формирование
общеучебных умений и навыков,
уровень освоения которых в
значительной мере предопределяет
успешность всего последующего
обучения. Выделение в стандарте
межпредметных связей способствует
интеграции предметов,
предотвращению предметной
разобщенности и перегрузки
обучающихся.
Развитие личностных качеств и
способностей младших школьников
опирается на приобретение ими опыта
разнообразной деятельности: учебно-познавательной,
практической, социальной. Поэтому в
стандарте особое место отведено
деятельностному, практическому
содержанию образования, конкретным
способам деятельности, применению
приобретенных знаний и умений в
реальных жизненных ситуациях.
Особенностью начальной школы
является то, что дети приходят в
школу с разным уровнем готовности к
обучению, неодинаковым социальным
опытом, отличиями в
психофизиологическом развитии.
Начальное общее образование
призвано помочь реализовать
способности каждого и создать
условия для индивидуального
развития ребенка.
Федеральный компонент
государственного стандарта
начального общего образования
устанавливает перечень
обязательных для изучения
образовательных областей и учебных
предметов начального общего
образования: «Филология» (учебные
предметы Русский язык, Литературное
чтение, Иностранный язык), «Математика»,
«Окружающий мир», «Информатика и
информационные технологии», «Искусство»
(учебные предметы Изобразительное
искусство и Музыкальное искусство),
«Технология» (учебный предмет Труд),
«Физическая культура». Учебные
предметы Русский язык и
Литературное чтение представлены в
двух вариантах: для школ с обучением
на русском (родном) языке и для школ
с обучением на родном (нерусском)
языке. Иностранный язык,
Информатика и информационные
технологии изучаются со 2-го класса
при наличии в образовательном
учреждении необходимых условий.
Информатика и информационные
технологии по решению
образовательного учреждения
изучается как отдельный учебный
предмет или интегрируется в другие
учебные предметы. Количество
учебных часов, отводимых на
освоение содержания обязательных
учебных предметов, устанавливается
Базисным учебным планом
общеобразовательных учреждений
Российской Федерации.
|