Схема
1.
1.
Характеристика учебных
возможностей классного коллектива
по результатам педагогического
анализа. Какие особенности учащихся
были учтены при планировании
данного урока?
2.
Каков тип урока, как он связан с
предыдущим, какой материал данного
урока необходимо использовать в
дальнейшем?
3.
Каковы главные задачи урока, как они
учитывались при реализации целей
урока (обучающих, воспитывающих,
развивающих)?
4.
Рационально ли использовалось
время урока, оказалась ли
рациональной структура урока для
решения его главных задач?
5.
Какое сочетание методов обучения
выбрано для изучения нового
материала? Какое сочетание форм
обучения выбрано для раскрытия
нового материала и почему?
6.
Как осуществляется контакт с
классом и с отдельными учащимися, т.е.
как была налажена обратная связь.
7.
Как использовался учебный кабинет.
Почему были выбраны именно такие
средства обучения?
8.
Насколько эффективно организована
самостоятельная работа,
использовались ли элементы
самообразования?
9.
Как был организован контроль за
качеством знаний учащихся?
10.
Была ли обеспечена
целенаправленная умственная
деятельность?
11.
Как учитель боролся с перегрузкой
учащихся?
12.
Заинтересовал ли урок учащихся?
13.
Соблюдал ли учитель правила
педагогического такта?
14.
Как создавались ситуации для
усвоения глубины материала, для
эмоциональных переживаний?
15.
Какие моменты в процессе урока были
наиболее удачными, что не удалось на
уроке? Почему?
16.
Какие придуманы варианты для
непредвиденных ситуаций?
17.
Какой
представляется работа над
устранением отмеченных недостатков?
Схема
2.
Основные
требования к самоанализу: место
разбираемого урока в системе уроков
по изучаемой теме, обоснование
образовательной и воспитательной
целей урока и выполнение
намеченного плана урока,
характеристика класса и планировка
отбора учебного материала для
данного урока, психологическая и
педагогическая оценка системы
учебных заданий и упражнений,
выполненных учащимися на уроке и
оценка развития самостоятельного
мышления учащихся на уроке.
Мотивировка выборе методов урока,
оценка соответствия данных методов
целям и содержанию урока,
выполнению поставленных
образовательных и воспитательных
задач, удовлетворенность и
неудовлетворенность учителя уроком
(его отдельными частями); меры,
намечаемые учителем по устранению
отмеченных недостатков; оценка и
обоснование достигнутых на уроке
результатов. Самооценка как одно из
условий творческого труда учителя.
Схема
3.
1.
Удалось ли
удержать все виды деятельности в
рамках объявленной темы урока?
2.
Правильно ли
определены цели и задачи урока,
учтены ли при
этом особенности данного класса?
3.
Удалось ли
выбранными приемами сформировать у
детей мотивацию учебной
деятельности на данном уроке и дать
им целевую установку?
4.
Насколько
оптимальными для реализации целей
урока оказались выбранные формы,
методы, приемы организации
учебной деятельности? Правильно ли
определены подзадачи каждого вида
деятельности (как ожидаемого
результата выполнения тех или иных
упражнений, задач и т.п.)?
5.
Оптимально ли
определено временное соотношение
частей урока?
6. Удалось ли
правильно определить задачи, место,
формы и приемы контроля? Какова их
эффективность? Имела ли место
мотивация отметок?
7.
Удалось ли
правильно построить устную речь -
свою и учащихся
(исправление речевых ошибок,
наличие
монологических
акцентов,
пауз, выразительность
высказываний и т.д.)?
8.
Правильно ли
организована работа с домашним
заданием: его подбор, характер,
система объяснения и оценки? Место
домашнего задания в реализации
целей урока.
9.
Удалось ли
организовать работу детей по оценке
собственной деятельности на уроке с
позиции осуществления целевой
установки?
10.
Какова степень
достижения целей данного урока?
Схема
4.
1.
Охарактеризовать
класс, в котором проходил урок.
2.
Охарактеризовать
место темы урока в системе других
уроков.
3.
Каковы задачи
урока?
4.
Какова их
результативность к концу урока?
5.
Тип урока и
соответствие его дидактическим
целям.
6.
Охарактеризовать
использованные методы обучения, их
соответствие изучаемому материалу.
7.
Каков результат
качества знаний? Что повлияло на
результат?
8.
Показать связь
дидактических задач урока с
содержанием учебного материала,
методам преподавания и способами
организации учебной деятельности
учащихся.
Схема
5.
1.
Каково место
данного урока в теме, разделе, курсе?
Связан ли он с предыдущими, на что в
них опирается? Как этот урок
работает на последующие уроки? В чем
его специфика?
2.
Какова
характеристика реальных учебных
возможностей учащихся данного
класса? Какие особенности учащихся
были учтены мною при планировании
урока? Опирались ли на диагностику'
общеучебных специальных умений?
3.
Какие задачи я
решаю или решала на уроке:
общеобразовательные,
воспитательные, развивающие. Была
ли обеспечена их комплектность?
Какие задачи были для меня главными,
стержневыми; как учла в задачах
особенности класса и отдельных
групп школьников?
4.
Почему выбранная
структура урока была рациональна
для решения этих задач? Рационально
ли выделено время для опроса
изученного нового материала,
закрепления, разбора домашнего
задания (если урок комбинированный)?
Логическая связь между различными
этапами урока.
5.
На каком
содержании (на каких понятиях, идеях,
положениях, фактах) делается
главный акцент на уроке и почему?
Выделен ли объект прочного усвоения,
т. е. из всего рассказанного
выделить главное ясно и четко, чтобы
дети не потерялись в объеме
второстепенного?
6.
Какое сочетание
методов обучения выбрано для
раскрытия главного материала? Дайте
обоснование выбору методов
обучения (обязательно это сделать!).
7.
Какое сочетание
форм обучения было выбрано для
раскрытия нового материала и почему?
Необходим ли дифференцированный
подход к
учащимся? Что положено в основу
дифференциации? Что
дифференцировалось? Только объем,
или только содержание, или степень
помощи, оказанной учащимся, или все
в совокупности?
8.
Как был
организован контроль усвоения
знаний, умений, навыков учащихся? В
каких нормах и какими методами он
осуществлялся?
9.
Как
использовался на уроке учебный
кабинет? Целесообразно ли
использовать средства обучения?
10.
За счет чего
обеспечивалась высокая
работоспособность учащихся в
течение всего урока?
11.
За счет чего на
уроке поддерживалась
психологическая атмосфера, в чем
конкретно проявилась культура
вашего общения с группой, классом?
Как учитель поведет себя в
критической ситуации? Как было
реализовано воспитательное влияние
личности преподавателя?
12.
Как и за счет
чего обеспечивалась на уроке (и в
домашней работе учащимися)
рациональное использование времени,
предупреждение перегрузки? Какие
были продуманы у нас запасные ходы
для непредвиденной ситуации? Были
ли предусмотрены иные методические
варианты проведения урока?
13.
Удалось ли
полностью реализовать все
поставленные задания0 Если не
уда -т почему? Какие?
|