Структура
урока – это совокупность
различных вариантов взаимодействий
между элементами урока, возникающая
в процессе обучения и
обеспечивающая его
целенаправленную действительность.
Структура
урока изучения нового материала.
-
первичное
введение материала с учетом
закономерностей процесса
познания при высокой
мыслительной активности учащихся;
-
указания
на то, что учащиеся должны
запомнить;
-
мотивация
запоминания и длительного
сохранения в памяти;
-
сообщение
либо актуализация техники
запоминания (работа с опорными
для памяти материалами, смысловая
группировка и т. п.);
-
первичное
закрепление под руководством
учителя посредством прямого
повторения, частичных выводов;
-
контроль
результатов первичного
запоминания;
-
регулярное
систематизирующее повторение
через короткие, а затем более
длительные промежутки времени в
сочетании с различными
требованиями к воспроизведению, в
том числе и с дифференцированными
заданиями;
-
Внутреннее
повторение и постоянное
применение полученных знаний и
навыков для приобретения новых;
-
Частое
включение опорного материала для
запоминания и применения.
Структура
урока закрепления и развития знаний,
умений, навыков.
-
сообщение
учащимся цели предстоящей работы;
-
воспроизведение
учащимися знаний, умений и
навыков, которые потребуются для
выполнения предложенных знаний;
-
выполнение
учащимися различных заданий,
задач, упражнений;
-
проверка
выполненных работ;
-
обсуждение
допущенных ошибок и их коррекция;
-
задание
на дом (если это необходимо).
Структура
урока формирования умений навыков.
-
постановка цели урока;
-
повторение
сформированных умений и навыков,
являющихся опорой;
-
проведение
проверочных упражнений ;
-
ознакомление
с новыми умениями, показ образца
формирования;
-
упражнения
на их освоения;
-
упражнения
на их закрепления;
-
тренировочные
упражнения по образцу, алгоритму,
инструкции;
-
упражнения
на перенос в сходную ситуацию;
-
упражнения
творческого характера;
-
итог
урока;
-
задание
на дом.
Структура
урока повторения.
-
организация начала урока;
-
постановка
образовательных, воспитательных,
развивающих задач;
-
проверка
домашнего задания, направленного
на повторение основных понятий,
умозаключений, основополагающих
знаний, умений, способов
деятельности (практической и
мыслительной). На предыдущем
уроке, зная о предстоящем
повторении, нужно подобрать
соответствующее домашнее задание;
-
подведение
итогов повторения, проверка
результатов учебной работы на
уроке;
-
задание
на дом.
Структура
урока проверки знаний.
-
организация начала урока. Здесь
необходимо создать спокойную,
деловую обстановку. Дети не
должны бояться проверочных и
контрольных работ или чрезмерно
волноваться, так как учитель
проверяет готовность детей к
дальнейшему изучению материала;
-
постановка
задач урока. Учитель сообщает
ученикам, какой материал он будет
проверять или контролировать.
Просит, чтобы дети вспомнили
соответствующие правила и
пользовались ими в работе.
Напоминает, чтобы учащиеся
обязательно сами проверили
работы;
-
изложение
содержания контрольной или
проверочной работы (задачи,
примеры, диктант, сочинение или
ответы на вопросы и т. п.). Задания
по объему или степени трудности
должны соответствовать программе
и быть посильными для каждого
ученика;
-
подведение
итогов урока. Учитель выбирает
хорошие работы учащихся,
анализирует допущенные ошибки в
других работах и организует
работу над ошибками (иногда на это
уходит следующий урок);
-
определение
типичных ошибок и пробелов в
знаниях и умениях, а также путей
устранения их и
совершенствования знаний и
умений.
Структура
урока применения знаний, умений и
навыков.
Структура
повторительно-обобщающего урока.
-
организационный момент;
-
вступительное
слово учителя, в котором он
подчеркивает значение материала
изученной темы или тем, сообщает
цель и план урока;
-
выполнение
учащимися индивидуально и
коллективно различного рода
устных и письменных заданий
обобщающего и
систематизирующего характера,
вырабатывающих обобщенные
умения, формирующих обобщенно-понятийные
знания, на основе обобщения
фактов, явлений;
-
проверка
выполнения работ, корректировка
(при необходимости);
-
формулирование
выводов по изученному материалу;
-
оценка
результатов урока;
-
подведение
итогов;
-
задание
на дом (не всегда).
Структура
комбинированного урока.
|