Дидактические
требования к современному уроку.
-
четкое
формулирование образовательных
задач в целом и его составных
элементов, их связь с
развивающими и воспитательными
задачами. Определение места в
общей системе уроков;
-
определение
оптимального содержания урока в
соответствии с требованиями
учебной программы и целями урока,
с учетом уровня подготовки и
подготовленности учащихся;
-
прогнозирование
уровня усвоения учащимися
научных знаний, сформированное из
умений и навыков как на уроке, так
и на отдельных его этапах;
-
выбор
наиболее рациональных методов,
приемов и средств обучения,
стимулирования и контроля,
оптимального воздействия их на
каждом этапе урока, выбор,
обеспечивающий познавательную
активность, сочетание различных
форм коллективной и
индивидуальной работы на уроке и
максимальную самостоятельность в
учении учащихся;
-
реализация
на уроке всех дидактических
принципов; создание условий для
успешного учения учащихся.
Психологические
требования к современному уроку.
Психологическая
цель урока:
-
проектирование
развития уч-ся в пределах
изучения конкретного учеб.
предмета и конкретного урока;
-
учет
в целевой установке урока
психологической задачи изучения
темы и результатов, достигнутых в
предшествующей работе;
-
предусмотрение
отдельных средств психологопедагогического
воздействия, методических
приемов, обеспечивающих развитие
учащихся.
Стиль
урока:
-
определение
содержания и структуры урока в
соответствии с принципами
развивающего обучения:
- соотношение нагрузки на память
учащихся и их мышление;
- определение
объема воспроизводящей и творческой
деятельности учащихся;
- планирование усвоения знаний
в готовом виде (со слов
учителя, из
учебника, пособия
и т.п.)
и в
процессе самостоятельного
поиска;
- выполнение
проблемно-эвристического
обучения учителем и учащимися
(кто ставит
проблему,
формулирует ее,
кто решает);
-
учет контроля, анализа и оценки
деятельности школьников,
осуществляемых учителем, и
взаимной критической оценки,
самоконтроля и самоанализа
учащихся;
- соотношение побуждения учащихся к
деятельности (комментарии,
вызывающие положительные чувства
в связи с проделанной
работой, установки,
стимулирующие
интерес, волевые усилия к
преодолению трудностей) и
принуждения (напоминание об
отметке, резкие замечания,
нотации и т.п.);
-
особенности
самоорганизации учителя:
- подготовленность
к уроку
и, главное, осознание психологической
цели и
внутренняя готовность к ее
осуществлению;
- рабочее самочувствие в начале
урока и в его ходе (собранность,
сонастроенность с темой и
психологической
целью урока, энергичность,
настойчивость в осуществлении
поставленной цели,
оптимистический подход ко всему
происходящему на уроке,
педагогическая находчивость и др.);
- педагогический такт (случаи
проявления);
- психологический климат на уроке
(поддержание атмосферы
радостного, искреннего общения,
деловой контакт и др.).
Организация
познавательной деятельности
учащихся:
-
определение
мер для обеспечения условий
продуктивной работы мышления и
воображения учащихся:
- планирование путей восприятия
учениками изучаемых объектов и
явлений, их осмысления;
- использование установки в форме
убеждения, внушения;
- планирование условий
устойчивого понимания учащихся;
- использование различных форм
работы для актуализации в памяти
учащихся ранее усвоенных знаний и
умений, необходимых для
восприятия новых (беседа,
индивидуальный опрос, упражнения
по повторению).
-
организация
деятельности мышления и
воображения учащихся в процессе
формирования новых знаний и
умений:
- определение уровня
сформированности знаний и умений
у учащихся (на уровне конкретно -
чувственных представлений,
понятий, обобщающих образов, "открытий",
формулирования выводов);
- опора на психологические
закономерности формирования
представлений, понятий, уровней
понимания, создания новых образов
в орг-ции мыслительной
деятельности и воображения
учащихся;
- планирование приемов и форм
работы, обеспечивающих активность
и самостоятельность мышления
учащихся (система вопросов,
создание проблемных ситуаций,
разные уровни проблемно -
эвристического решения задач,
использование задач с
недостающими и излишними данными,
организация поисковой и
исследовательской работы
учащихся на уроке, создание
преодолимых интеллектуальных
затруднений в ходе
самостоятельных работ,
усложнение заданий с целью
развития познавательной
самостоятельности учащихся);
- руководство повышением уровня
понимания (от описательного,
сравнительного,
объяснительного к обобщающему, оценочному,
проблемному) и формированием
умений рассуждать и делать
умозаключения;
- использование различных видов
творческих работ учащихся (объяснение
цели работы, условий ее
выполнения, обучение отбору и
систематизации материала, а также
обработке результатов и
оформлению работы).
-
закрепление
результатов работы:
- формирование навыков путем
упражнений;
- обучение переносу ранее
усвоенных умений и навыков в
новые условия работы,
предупреждение механического
переноса.
Организованность
учащихся:
-
отношение
учащихся к учению, их
самоорганизация и уровень
умственного развития;
-
возможные
группы учащихся по уровню
обучаемости, учет этих обстоятельств
при определении сочетания индивидуальной,
групповой и фронтальной форм
работы учащихся на уроке.
Учет
возрастных особенностей:
-
планирование
урока в соответствии с индивидуальными
и возрастными особенностями
учащихся;
-
проведение
урока с учетом сильных и слабых
учеников;
-
дифференцированный
подход к сильным и слабым
ученикам.
Гигиенические
требования к уроку.
-
температурный
режим;
-
физико-химические
свойства воздуха (необходимость
проветривания);
-
освещение;
-
предупреждение
утомления и переутомления;
-
чередование
видов деятельности (смена
выполнением вычислительных,
графич. и практич. работ);
-
своевременное
и качественное проведение
физкультминуток;
-
соблюдение
правильной рабочей позы
учащегося;
-
соответствие
классной мебели росту школьника.
Требования
к технике проведения урока.
-
урок
должен быть эмоциональным,
вызывать интерес к учению и
воспитывать потребность в
знаниях;
-
темп
и ритм урока должны быть
оптимальными, действия учителя и
учащихся - завершенными;
-
необходим
полный контакт во взаимодействии
учителя и учащихся на уроке,
должны соблюдаться
педагогический такт и
педагогический оптимизм;
-
должна
доминировать атмосфера
доброжелательности и активного
творческого труда;
-
по
возможности следует менять виды
деятельности учащихся,
оптимально сочетать различные
методы и приемы обучения;
-
обеспечить
соблюдение единого
орфографического режима школы;
-
учитель
должен обеспечить активное
учение каждого школьника.
|